Место | Наименование | Характеристика в рейтинге |
Популярные автомобили в России: бюджет до 1 000 000 руб. |
Популярные автомобили в России: бюджет до 2 000 000 руб. |
Популярные автомобили в России: бюджет до 3 000 000 руб. |
Популярные автомобили в России: бюджет свыше 3 000 000 руб. |
- 10 лучших японских автомобилей
В России огромный рынок автомобилей. Среди представленных моделей есть марки, пользующиеся со стороны покупателей повышенным спросом. Популярные дешевые китайские машины, надежные и неприхотливые японские модели, практичные корейские авто. Доступность ремонта и обслуживания определяет и стабильно высокий спрос на отечественные марки.
В обзоре представлены самые популярные в России модели автомобилей иностранного и отечественного производства. На позицию в рейтинге повлияли рабочие характеристики, доступность ремонта и обслуживания, уровня продаж новых авто, спрос на вторичном рынке. Также учитывались и отзывы владельцев, знающих не понаслышке сильные и слабые стороны каждой модели.
Эта категория представляет бюджетные автомобили, которые наиболее востребованы и популярны в России. Дешевая стоимость авто этого сегмента гарантируют огромную популярность — они доступны большинству россиян, имеющих не только различные предпочтения, но и величину дохода.
5 Skoda Rapid I
Популярность Skoda Rapid I на автомобильном рынке России не вызывает сомнений. Уже более трех лет эта марка лидирует в продажах бренда, привлекая покупателя бюджетной ценой, надежностью и комфортом. Особый интерес к этому автомобилю вызван в первую очередь высококачественным ЛКП и толстым оцинкованным металлом. Это особенно актуально для жителей портовых городов, расположенных на берегах рек и морском побережье, где очень большая влажность. Если кузов авто не был поврежден в ДТП, то такой автомобиль будет выглядеть как новенький, и через десяток лет.
Skoda Rapid I оснащен высокопроизводительным и тяговитым мотором, который при этом радует экономичным расходом топлива и неприхотливостью в эксплуатации. Пользователи подтверждают, что по городу показатели могут быть на уровне 7-8 литров, а на трассе на сотню уходит порядка 5-и литров бензина.
После проведенного в 2017 году рестайлинга, производители отказались от цепи ГРМ в пользу ремня, что обусловило более тихую работу мотора.
Приобретение данного автомобиля экономически более чем оправдано, так как из-за своей надежности и сравнительно дешевой стоимости расходников, он также пользуется популярностью и на вторичном рынке, где наблюдается умеренное снижение первоначальной цены.
4 Volkswagen Polo
Несмотря на то, что рестайлинговая модель автомобиля Volkswagen Polo уже довольно давно представлена на рынке России, ее популярность высока, а продажи занимают лидирующие позиции в рейтингах. Поло все также остается самым продаваемым среди моделей этой марки на первичном рынке. Одним из главных преимуществ, влияющих на выбор в пользу этого авто – более чем демократичная для иномарки цена. При этом немецкий производитель учел все пожелания автолюбителей, и усовершенствованная модель вышла максимально адаптированной под отечественные особенности эксплуатации – клиренс был увеличен до 163 мм.
Также модель оснастили более мощным аккумулятором и стартером, благодаря чему двигатель уверенно заводится при минусовых показателях температур – даже -35 °C не является для этого помехой. Пользователи больше всего отмечают такие положительные изменения в новом Volkswagen Polo, как быстрый отклик рулевого управления и акустический комфорт.
Не без внимания остались и экстерьерные изменения, благодаря которым бюджетный авто стал несколько солидней. В комплектации представленного автомобиля также ярко выделяются такие опции, как поворотная функция противотуманных фар, разделенный свет ближнего и дальнего света.
На крышке багажника появилась кнопка открытия, а с охранного брелка можно управлять положением стекол в дверях авто.
3 HYUNDAI SOLARIS
2 LADA GRANTA
1 KIA RIO
Автомобили немного дороже, чем в первой категории, могут предложить своим владельцам уже гораздо больше комфорта и безопасности. В этой категории собраны самые популярные авто, доступные россиянам, позиционирующим себя как представителей среднего класса.
5 Kia Sportage
Сохранять лидерство в топах автомобильных продаж в России марке легкового автомобиля Kia Sportage IV помогают презентабельный внешний вид, широкий спектр технического оснащения, безопасность и экономичность.
Представленный внедорожник демонстрирует вполне приличный для данного класса расход топлива в городской черте – на уровне 8-10 литров.
Основным преимуществом, обеспечивающим стабильную популярность данного автомобиля на рынке России, является простой, и в то же время надежный двигатель, который при соблюдении правил эксплуатации способен эффективно функционировать очень долго.
Данная особенность во многом определяет популярность модели и на вторичном рынке. Многим пользователям пришлось по душе расширенное меню опций, особенно обогрев руля и всех сидений.
Стильный салон, кресла с удобной посадкой и много других особенностей во многом определяют выбор именно этой модели.
Немаловажен и период гарантийного обслуживания, который распространяется на основные узлы Kia Sportage IV сроком до 5 лет.
4 Mitsubishi Outlander III
Еще один автомобиль японского производителя, ставший популярным в России. Это действительно так, и Mitsubishi Outlander на вторичном рынке пользуется серьезным спросом ничуть не меньше, ем в автосалонах.
Любовь со стороны покупателя вызвана не только элегантным экстерьером и удобной посадкой. В эксплуатации это одна из самых неприхотливых машин, которая, к тому же демонстрирует и отличную выносливость. Двигатель авто способен без серьезных ремонтов откатать 500000 тыс.
км и больше. Не вызывает вопросов в эксплуатации и ходовая часть.
Японский производитель своевременно вносит изменения в конструкцию автомобиля, которые придают ему новизны и сохраняют популярность, а значит и высокий уровень продаж.
Владельцы объясняют свой выбор кроме всего прочего, еще и тем, что японский авто серьезно преуспел в плане безопасности водителя и пассажиров – кроме традиционных систем, добавились современные активные функции, такие как контроль слепых зон или предупреждение об опасности столкновения сзади.
В Mitsubishi Outlander III с 3-х литровым мотором имеется и адаптивный круиз-контроль, и датчик контроля движения по разметке.
3 Nissan Qashqai II
Настоящий любимец публики, Nissan Qashqai II все также привлекателен для покупателей в России. Его продажи, как в автосалонах, так и на вторичном рынке являются предметом серьезной зависти со стороны ближайших конкурентов.
Секрет такой популярности японского автомобиля самый простой – надежность, неприхотливость в повседневной эксплуатации, адекватная стоимость запчастей и достойный уровень комфорта. Все это пполагается в придачу к этому авто при покупке.
В России эта машина ценится за неприхотливость мотора к качеству топлива выносливой подвеске, сравнительно дешевой стоимости запасных частей.
От аккуратного водителя единственные работы, которые могут потребоваться при пробеге в 100000 км – это замена ступичных подшипников (расходники в виде колодок не в счет). Правда, такая надежность имеет и свои недостатки – подвеска для некоторых уж слишком жесткая.
Настолько, что владельцы сразу ставят амортизаторы с более мягким ходом. Однако те, кто брал японскую машину в качестве семейного транспорта (возможность разместить 7 человек в дальней дороге многим пришлась по душе), на это не обращают внимания, т. к.
автомобиль практически всегда загружен.
2 SKODA OCTAVIA A7
1 TOYOTA CAMRY
Эта категория представлена популярными автомобилями бизнес-класса, которые довольно часто встречаются на наших дорогах. Качество и комфорт этих авто является неоспоримой аксиомой, что и является первостепенной причиной их популярности.
5 Mercedes-Benz C-класс
Продажи C-класса в России, несмотря на финансовую нестабильность, сохраняются на одном уровне последние несколько лет, и даже не думают сокращаться.
Кроме высокого уровня комфорта и безопасности, преимущества этого автомобиля заключаются в традиционной надежности, которую совершенно не испортила отечественная сборка. Несмотря на обилие электронных систем, активных функций (в первую очередь в безопасности), все работает отлично и без сбоев.
Машина долгое время будет довольствоваться лишь регламентными работами, совершенно не обременяя пользователя досадными неожиданностями в виде поломок. Исключение может составить разве что прокол колеса.
О надежности авто немало говорит и популярность модели на вторичном рынке. После 5-и лет эксплуатации C-класс обойдется в 1-1,5 млн. рублей, а десятилетний Мерседес станет еще более дешевым.
Цена на такую модель, в среднем, будет в пределах 500-700 тыс. рублей, что гораздо доступнее.
При этом наблюдается достаточно мало предложений, что говорит о нежелании владельцев расставаться с проверенным автомобилем.
4 Volkswagen Tiguan II
Это один из самых практичных, функциональных и экономичных кроссоверов, выпускаемых известной немецкой маркой Volkswagen. Модель появилась в 2007 году и сразу пришлась «по вкусу» автолюбителям в России.
У популярного внедорожника целый ряд преимуществ, самое немаловажное из которых – это более доступный, чем у Touareg, ценник. При этом он такой же стильный, динамичный и комфортный. Владельцам нравится и комплектация авто – даже «пустую» версию можно смело считать «заряженной».
В самом дешевом варианте имеется система курсовой устойчивости, ABS, контроль давления в шинах и много других полезных функций.
В отличие от японских авто, у Volkswagen Tiguan куда больший выбор комплектаций. Только возможных сочетаний двигателя и трансмиссий порядка восьми. Новый Тигуан для многих является дорогим и непосильным приобретением, в то время как подержаный авто 2009 г.
выпуска можно приобрести, в среднем, всего за 600 тыс. рублей. Популярность на вторичном рынке определяется не только более дешевой стоимостью, но и приличной надежностью агрегатов и узлов.
Правда, автомобили с большим пробегом требуют более пристального внимания, да и обслуживание их получается на порядок дороже, чем у машины из автосалона.
3 Mitsubishi Pajero Sport
Став безумно популярным в России в постперестроечные времена, Mitsubishi Pajero Sport сохранил привлекательность и сегодня. Японский производитель, регулярно проводивший обновления и усовершенствования этой модели, продолжает умело поддерживать интерес со стороны покупателя.
Автомобиль снискал себе славу как самый надежный на вторичном рынке – старые Pajero Sport имеют силовую установку, способную без ремонта пройти миллион км! На основании только этого фактора можно сделать вывод, что аккуратные владельцы, которые приобрели новый японский автомобиль в салоне, в процессе эксплуатации редко выходят за рамки сервисного обслуживания и запланированных замен.
Кроме того, неприхотливость, высокие ходовые характеристики (джип отлично ведет себя как на скоростной трассе, так и в условиях бездорожья) и приличный уровень безопасности и комфорта выгодно отличают Mitsubishi Pajero Sport III среди ближайших конкурентов, буквально заставляя обращать на себя внимание. Рамная конструкция позволяет японскому авто не только выдерживать серьезные нагрузки, но и станет надежной защитой в непредвиденных и опасных ситуациях.
2 Toyota Land Cruiser Prado
1 BMW 5
Автомобили этой ценовой категории являются не только самыми комфортабельными средствами передвижения, но и настоящими шедеврами современного автомобилестроения. В них реализованы передовые научные разработки, которые не доступны рядовым покупателям и позволяют владельцу почувствовать себя первым во всем.
5 Volkswagen Touareg
Стильный Volkswagen Touareg демонстрирует стабильную популярность на вторичном рынке автомобилей среди престижных внедорожников.
Основной процент покупателей данного авто в России составляют успешные молодые люди, которые, несмотря на ускоренный ритм жизни, способны получать удовольствие от неспешной комфортной езды.
Для этого в данной машине есть все условия – безупречная шумоизоляция, оптимальная настройка всех систем и целый спектр дополнительных опций. Роскошный дизайн салона и солидный внешний вид только увеличивают желание стать владельцем данного автомобиля.
Выбор в пользу этого дорогого авто также обусловлен лучшими показателями проходимости и управляемости. Volkswagen Touareg отлично держит дорогу и обеспечивает плавность движения, независимо от состояния дорог. При этом он оснащен надежной, буквально «неубиваемой» пневматической подвеской.
Именно она обеспечивает высокую комфортабельность поездки, компенсируя все нюансы дорожного покрытия. Среди автовладельцев этот стильный внедорожник популярен еще и тем, что способен молниеносно набирать скорость, позволяя безопасно совершать обгоны. Бензиновый двигатель дает возможность ускоряться до 100 км/час всего за 6,5 секунды.
В то же время дизельный агрегат немного отстает по этому показателю – ему требуется на пару секунд больше.
4 Lexus RX
Японский кроссовер премиум класса Lexus RX IV прошел плановый рестайлинг, результаты которого автолюбители в России смогли оценить этой осенью. Своей популярностью представленный автомобиль обязан, прежде всего, непревзойденному уровню безопасности, надежности, лаконичному дизайну и комфортабельности.
Данное авто относится к классу дорогих марок, и его комплектация, характеристики и расширенный набор опций представлены на самом высоком уровне. Существенные изменения произошли в системе безопасности автомобиля благодаря внедрению новых технологичных систем с высокочувствительными датчиками.
А тот факт, что производитель Lexus RX первым в мире ввел в эксплуатацию систему адаптивной настройки дальнего цвета, только подчеркивает эксклюзивность и машины, и ее владельца
Несмотря на то, что представленный автомобиль привлекает внимание ярким и вызывающе роскошным внешним видом, в плане езды он демонстрирует высокую комфортабельность и плавность.
При этом у Lexus RX IV имеется возможность продемонстрировать лучшую устойчивость, динамичность и отклик на рулевое управление. Внутренний интерьер выполнен с использованием дорогих материалов, отличается детальной продуманностью и повышенным комфортом.
Специальные сервисные программы гарантийного обслуживания сроком до 3 лет также привлекают внимание потенциальных покупателей этого популярного кроссовера.
3 JAGUAR XF
2 PORSCHE PANAMERA
1 MERCEDES-BENZ E-Class
Топ-5 самых популярных автомобилей на Российском авторынке
Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), в список наиболее продаваемых марок автомобилей вошли LADA (продано 50 129 моделей), Kia (31 587), Hyundai (24 791), Renault (18 705) и Skoda (13 065).
Их машины на протяжении уже более 10 лет получают признание на российском рынке как экономные, надёжные и соответствующие критерию цена-качество.
Динамика продаж растёт в среднем на 8,2% каждый месяц, что также является показателем, что автомобили этих марок можно и нужно покупать в 2022 году.
Предлагаем далее ознакомиться с 5 лидерами продаж авто в России 2022 году по версии АЕБ и разобраться, какая же модель является самой популярной среди российских автомобилистов.
Топ-5 самых продаваемых авто в России
В список наиболее продаваемых автомобилей в России вошли следующие модели:
- LADA Granta (17 510 авто).
- Kia Rio (16 536).
- LADA Vesta (15 092).
- Hyundai Creta (12 377).
- Hyundai Solaris (8 995).
Они заслужили популярность на первичном рынке не только за относительно доступную стоимость, но и возможность отремонтировать в каждом СТО. Такие автомобили собираются на российских заводах с учетом требований отечественных дорог, а их популярность растёт как на дрожжах.
Так за что полюбили эти модели в России и почему они вошли в список самых продаваемых машин, рассмотрим далее.
LADA Granta
LADA Granta – лидер продаж российского авторынка. Пятидверный седан на 14 и 15-дюймовых стальных дисках (в зависимости от комплектации) изготавливается в восьми цветах и нескольких комплектациях:
- Standard и Classic – двигатель 1,6 л 8-кл. (87 л. с.).
- Comfort – 1,6 л 16-кл. (106 л. с.), также имеется версия с мотором 87 л. с.
- Специальная серия CLUB – 1,6 л 16-кл. (106 л. с.).
- Luxe / Prestige – 1,6 л 8 кл (87 л. с.) и 16-кл. (106 л. с.).
В базовой версии оснащен подушкой безопасности водителя, детским замком, иммобилайзером, огнями дневного света, ABS и EBD, а также системой экстренного торможения. Приятным дополнением является наличием розетки 12V.
В максимальной комплектации поставляется с сигнализацией, противотуманками, бортовым компьютером, климат- и круизконтролем, а также электроподогревом передних сидений.
На рынке РФ реализуется по цене от 499 900 до 692 800 руб., в зависимости от комплектации.
Kia Rio
Kia Rio с бензиновыми двигателями 1.4 MPI (100 л. c.) и 1.6 MPI (123 л. c.) доступен в продаже комплектациях:
- Classic.
- Комфорт.
- Classic Audio.
- Люкс.
- Style.
- Prestige.
- Премиум.
На выбор предлагается 7 цветов кузова и 4 вариантов салона. Стоимость варьируется от 855 900 до 1 230 900, зависит от начинки.
Главной особенностью модели является то, что она полностью адаптирована для российских дорог.
Срок службы ламп передних фар увеличен до 1500 часов, добавлена шумоизоляция капота, аккумулятор 60 Ач, к сиденьям второго ряда подведены воздуховоды, а кузов и днище авто покрыты антикоррозионным покрытием.
Также для российских водителей автомобиль оснастили передними брызговиками, а дорожный просвет увеличили до 160 мм. Бочок омывателя также отличается от европейских и составляет целых 5,3 л. Неудивительно, что Kia Rio вошел в топ продаж автомобилей 2022 года по России.
LADA Vesta
LADA Vesta занимает третье место в рейтинге продаж автомобилей в России. Это вместительный и удобный проходимый и маневренный седан с усовершенствованной акустикой. Отлично приспособлен к условиям российских дорог благодаря оцинкованному кузову и мощной защите двигателя. Дополнительным преимуществом является антигравийное покрытие, наносимое на днище.
Кузов идеален для любителей классики, а яркость его дизайна и аэродинамики в сочетании с удивительно просторным салоном, для своего класса, придают изюминки этому автомобилю.
Даже в базовой версии авто доступны:
- 7-дюймовый экран с современной системой мультимедиа.
- Навигатор, позволяющий не заблудиться в большом городе.
- Парктроник с камерой заднего вида.
Высокая статистика продаж этого авто в России также обязана и трём вариантам мощного двигателя, мощностью 106, 113 и 122 л. с., что позволит тягаться на дороге даже с иномарками.
Hyundai Creta
Hyundai Creta с передним и полным приводом представляет собой роскошный внедорожник, стоимостью от 1 127 000 р. Модели доступны в 7 цветах на выбор, а комплектации изобилуют разнообразием. Даже в базовой версии кроссовера вы получаете:
- Передние фары-прожекторы с подсветкой поворотов.
- Проекционную подсветку дверей.
- Двигатель 123 л. с., с разгоном до 100 км/ч за 12,3 сек.
- Шестиступенчатую АКПП (всем желающим также доступна обычная механика).
- Подогрев форсунок стеклоочистителя.
- «Умный» климат-контроль и многое другое.
Задние парктроники со встроенной камерой заднего вида помогут не растеряться на парковке.
Эта марка в 2022 году получила звание одной из самых продаваемых автомобилей в России еще и благодаря ее кузову, с усиленными лонжеронами из особого сплава высокопрочных сталей.
Благодаря 6 подушкам безопасности можно не бояться аварий, а стойкие к перегреву дисковые тормоза не откажут в неподходящий момент.
Дополнительным преимуществом является система HSA, которая позволит обойти практически любой автомобиль даже при подъёме в гору.
Hyundai Solaris
Hyundai Solaris – ещё один лидер по продажам авто в русском рейтинге. Это сравнительно бюджетный седан в 8 расцветках, доступен всего за 400 500 р. в базовой комплектации.
Россиянина порадуют:
- функция электроскладывания зеркал;
- мощные противотуманки;
- двигатель 100 л. с. с расходом 5 л/100 км;
- 6-ступенчатая АКПП;
- подогрев сидений и удалённый запуск двигателя с ключа.
В рейтинге ARCAP получил 16 баллов из 16 благодаря прочному кузову, выдерживающему как фронтальные, так и боковые удары, а также травмобезопасности водителя и пассажиров.
Каждый из этих лидеров продаж среди авто в РФ получил отличные оценки автолюбителей, и их рейтинг только растёт. А вы уже купили новинку для своего автопарка?
Самые популярные марки авто в России
Дефицит и ажиотажный спрос преследовали российский авторынок весь 2021 год. В условиях, когда дилеры навязывали покупателям доплаты на сотни тысяч рублей, россияне особенно активно интересовались еще и вторичным рынком. Мы проанализировали, какие модели были самыми популярными в прошедшем году у дилеров и на вторичном рынке и попытались понять, что из всего этого могут вынести простые россияне.
Российский авторынок продолжает лихорадить уже третий год подряд. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2021 году по стране продали 1 666 780 новых легковых автомобилей (включая сегмент коммерческих авто). Это оказалось примерно на 4,3% больше, чем в самом кризисном 2020-м, однако значительно меньше, чем годом ранее.
Причина известна всем, это дефицит электронных компонентов, используемых при производстве автомобилей. При этом с проблемами в производстве столкнулись все страны – но Россия, как показывают данные импорта, пострадала сильнее:
- в 2019 году авто российской сборки составляли 83% рынка
- в 2020 году доля автомобилей российской сборки выросла до 85% (в основном, за счет снижения импорта из-за локдауна и закрытых границ);
- в 2021 году доля российских авто снизилась до 82%, а импорт составил 18% от всех продаж.
Больше всего продажи импортных авто нарастили китайские бренды – Chery и Geely, а вот российский АвтоВАЗ несколько раз уходил на вынужденный простой.
Как это отразилось на статистике продаж новых авто? По данным Autospot.ru (автомобильный онлайн-агрегатор), в 2021 году больше всего продавались такие модели автомобилей, как:
Как видно, на российском рынке традиционно доминировали корейские марки, но, как сообщает Autospot, в лидеры начали вырываться китайские марки – в частности, Haval F7 и Chery Tiggo 7 Pro. Что интересно, если Haval производит свои автомобили в Китае и на заводе в Тульской области, то Chery пока только пытается найти завод, и все автомобили импортирует в Россию.
Еще можно заметить, что продукция АвтоВАЗа большим спросом не пользуется – Lada Vesta заняла лишь седьмую строчку рейтинга. Это можно объяснить тем, что завод достаточно часто останавливался на простой из-за нехватки комплектующих.
Но есть и еще одна возможная причина – учитывая изначально невысокую стоимость авто, дилеры начали «навешивать» на продукцию АвтоВАЗа дорогие и ненужные дополнительные опции.
И в процентном отношении они стоят намного больше, чем «допы» к более дорогому автомобилю.
Что же касается лидеров рейтинга, то Hyundai Creta и Solaris занимают верхние строчки уже не первый год. Более дорогой кроссовер Santa Fe за год поднялся с 15 на 10 место в рейтинге, а на 5 место вернулся Kia Rio. Кроме того, корейская марка заняла и 9 место – это новичок рейтинга, бизнес-седан Kia K5.
По регионам ситуация может отличаться, говорят в Autospot:
- в Санкт-Петербурге особенно популярен Renault Duster, который и в регионах занял 4 место (хотя в Москве он не очень популярен);
- в регионах популярным оказался Volkswagen Tiguan, хотя в Санкт-Петербурге его почему-то не покупают вообще.
Тем не менее, рынок продолжает находиться в кризисе – абсолютное преимущество все еще у продавца, и рынок принадлежит ему. Поэтому изменения в рейтинге самых популярных моделей связаны скорее с доступностью предложения (тех же Creta и Solaris смогли произвести больше), с ценами и «допами», чем с изменением потребительских вкусов и предпочтений.
Вторичный рынок – почти в 4 раза больше
Из-за дефицита новых автомобилей, их дороговизны и негуманной политики автодилеров россиянам пришлось активнее осваивать вторичный рынок. Многие из-за значительного роста цен вместо новой иномарки предпочли подержанный автомобиль – поэтому вторичный рынок даже вырос.
Всего в 2021 году россияне купили чуть больше 6 миллионов подержанных автомобилей – 4,3 миллиона иномарок и 1,7 миллиона отечественных машин. Эти данные собрал «Автостат инфо» – там проанализировали данные о регистрации транспортных средств в ГИБДД.
И среди самых популярных моделей в 2021 году есть те, которые уже давно считаются устаревшими:
Как видно, в рейтинг попали как минимум три модели, которые в России купить новыми невозможно: Ford Focus не продается с 2019 года (хотя в свое время был одной из самых доступных иномарок), вместо Lada 2114 выпускалась Priora, которая тоже снята с производства, а Lada 2107 устарела как физически, так и морально (причем еще в годы выпуска).
Что интересно, присутствующие в рейтинге Ford Focus, Hyundai Solaris и Kia Rio прошли не один рестайлинг и обновление, тогда как модели АвтоВАЗа принципиально не менялись. Поэтому можно сказать, что именно 2114 и 2107 могло быть продано больше отдельных поколений иномарок.
Кроме того, в рейтинге самых популярных моделей вторичного рынка есть еще три авто от АвтоВАЗа – Priora, Granta и Niva, а из иномарок там представлены также Toyota Corolla и Renault Logan.
Тем не менее, из брендов на вторичном рынке России лидирует все еще Lada – в 2021 году было перепродано 1,5 миллиона ее авто, что даже на 19% больше прошлого года.
Также популярны Toyota, но их продали чуть больше полумиллиона, Kia сменили владельцев 350 тысяч раз, а Nissan и Hyundai – чуть больше 300 тысяч раз каждый.
Продажи всех марок в 2021 году выросли – сильнее всего Toyota (на 84%), стали популярнее Nissan (на 36%) и Kia с Hyundai (по 20%).
Если рассматривать сегмент легкого коммерческого транспорта, то 42% рынка ожидаемо занимает ГАЗ, который продали в 2021 году более 190 тысяч раз.
Всего же вторичный рынок в 2021 году (легковые авто и LCV) вырос до 6,55 миллионов единиц – что почти в 4 раза больше рынка новых авто.
Почему так происходит, понятно – цены на новые авто из-за дефицита становятся совершенно негуманными, поэтому рациональные покупатели переключаются на подержанные авто. Увы, с ценами и тут не все гладко – они выросли за год в 1,5 раза.
В среднем подержанный автомобиль в России стоит 1 050 000 рублей – и цифра впервые в истории перешагнула за миллион рублей.
Правда, стоит учитывать, что далеко не все автовладельцы перерегистрируют автомобили на себя – некоторые авто не могут пройти осмотр у инспектора, другие – техосмотр (теперь это обязательно), а для кого-то это дорого и сложно. Но даже официальный вторичный рынок в размене более 6 миллионов единицы – это очень большие цифры.
Когда закончится дефицит?
Основная причина дефицита новых автомобилей – нехватка электронных компонентов у автопроизводителей.
Проблемы с чипами напрямую связаны с последствиями пандемии – из-за введенных разными странами локдаунов производители микросхем были вынуждены прервать производственные процессы.
Однако процесс производства может длиться несколько месяцев – поэтому предложение и восстанавливается так медленно.
Проблема еще и в том, что автопроизводители использовали относительно дешевые компоненты, выполненные по не самым современным техпроцессам. Производители чипов же остались перед выбором – производить более дешевую электронику для автомобилей или более дорогую для смартфонов и компьютеров. И выбор, как несложно заметить, оказался очевиден.
Меньше других пострадали китайские автопроизводители – за счет прямого доступа к поставкам электроники проблем с дефицитом у них было меньше, и поэтому импорт авто в Россию (в том числе из Китая) удалось нарастить.
В России же проблемы никуда не деваются. Из-за нехватки комплектующих несколько раз останавливался АвтоВАЗ, то же коснулось и других производителей. В 2021 году в стране выпустили на 10% больше авто, чем в 2020-м, когда производство просело на 17%.
Автодилеры, не будучи в состоянии продавать столько же автомобилей, что и раньше, начали «навешивать» покупателям ненужные дополнительные опции, навязывать кредиты, страховки, а также поднимать базовую цену авто относительно рекомендованной розничной цены (РРЦ).
Купить «голый» автомобиль по РРЦ в 2022 году невозможно, но как долго это продлится?
В Минпромторге России настроены оптимистично – там рассчитывают, что дефицит пойдет на спад уже в первом квартале 2022 года. По словам источника в министерстве, дешеветь начнут автомобили с высоким уровнем локализации (то есть, продукция АвтоВАЗа и других российских заводов). Правда, первый квартал закончится через полтора месяца, а ажиотаж все никак не спадает.
Независимые эксперты и представители АЕБ оптимизма не высказывают – по их данным, говорить о преодолении дефицита можно будет лишь не ранее 2023-2024 годов.
Как ожидается, проблема с микрочипами может быть решена к концу лета 2022 года, соответственно, в производство автомобили пойдут осенью, а насыщаться рынок будет еще несколько месяцев.
И все это – при самых благоприятных прогнозах, которые могут и не оправдаться (если, например, у производителей чипов начнутся новые проблемы).
Есть еще один момент – автомобили дорожают из-за роста цен на металл и другие комплектующие (помимо чипов). Поэтому цены на них могут расти и дальше даже после преодоления дефицита. Правда, тогда помочь сможет тот же Минпромторг – ведомство планирует снова запустить программу стимулирования спроса.
Что все это значит для простых россиян?
Дефицит автомобилей и рост цен на них непосредственно касается двух категорий россиян – тех, кто планирует покупку и тех, кто хочет продать свой автомобиль на вторичном рынке. Часто это один и тот же человек – продав старое авто, обычно взамен него приобретается что-то новее.
Тем, кто планирует покупку или продажу на вторичном рынке, стоит учитывать следующее:
- цены на вторичном рынке выросли на 50% вслед за новыми авто, но это не означает, что конкретный автомобиль подорожал в полтора раза. Такой рост цен связан с более активными продажами, когда на вторичном рынке появлялись более дорогие модели. Без них средний рост цен – около 20-30%, что примерно соответствует ситуации с новыми авто;
- рынок все еще принадлежит продавцу – и выставленный по адекватной цене автомобиль без очевидных недостатков «уйдет» значительно быстрее, чем еще пару лет назад. То есть, если при нормальной цене никто не обращается по объявлению, нужно все перепроверить – возможно, переснять фото или исправить ошибки по описанию;
- в этом ажиотаже не стоит терять бдительности. Например, дилеры заманивают клиентов, предлагая принять их старое авто по трейд-ин и дать за это скидку на новый автомобиль. Это рискованно для обеих сторон – дилеры обычно сильно занижают стоимость таких авто (хотя скидка частично перекрывает разницу с рынком), при этом не очень тщательно проверяют их состояние;
- с 2022 года за переоформление автомобиля старше 4 лет нужно обязательно пройти техосмотр. Кроме того, что это стоит 700-800 рублей, некоторые автомобили могут его не пройти из-за состояния. Поэтому проверять машину по всем основным пунктам нужно до покупки – и просить продавца устранить самые очевидные проблемы (с которыми ТС точно не пройдет техосмотр);
- проблемы есть и со страхованием. Так, многие пишут, что на «классику» от АвтоВАЗа стало практически невозможно оформить ОСАГО – хотя модель 2107 занимает пятое место по продажам на вторичном рынке. Покупая такую модель, нужно готовиться заплатить за страховку больше, чем обычно.
Сложившаяся на авторынке сложная ситуация явно продлится еще не меньше года, и в этой реальности у россиян выбора немного – либо согласиться заплатить за автомобиль больше, либо вообще отказаться от идеи покупки. Проблема настолько глобальная, что найти какие-то обходные пути практически невозможно.
Самые популярные автомобили с пробегом в России. Топ-50
За первые десять месяцев в среднем стоимость «молодых» автомобилей в возрасте до трех лет прибавила от трех до 13 процентов. В среднем подорожание составило 9% — до 878 тысяч рублей. При этом интерес к компактным автомобилям снизился, а в рейтинге популярности появились новые модели.
Сильнее всего подорожали машины С-класса: плюс 13%. Средняя цена
составила 797 038 руб. Меньше всего кроссоверы и внедорожники (+3% до 1 307 190
руб.).
Сегмент | 2018 | 2019 | Изменение доли | Изменение цены | ||
Доля рынка | Средняя цена | Доля рынка | Средняя цена | |||
B | 56% | 478 460 | 54% | 527 246 | -2% | 10% |
SUV | 23% | 1 263 653 | 25% | 1 307 190 | 2% | 3% |
C | 7% | 704 460 | 7% | 797 038 | 0% | 13% |
E | 6% | 1 587 945 | 6% | 1 771 269 | 0% | 12% |
D | 3% | 1 340 203 | 3% | 1 416 288 | 0% | 6% |
Остальные сегменты | 5% | — | 5% | — | 0% | — |
Лидером по популярности осталась Lada Granta. Следом
идет семейство Lada Vesta, предложение автомобилей которого
выросло. Замыкает тройку Kia Rio, говорится в отчете «Авито Авто»..
Рейтинг 50 самых продаваемых автомобилей до 3 лет в 2019 году:
Место в рейтинге продаж | Марка | Модель | Средняя цена, I-III кварталы 2019, рублей | Динамика цены за год | Изменение места в рейтинге |
1 | ВАЗ (LADA) | Granta | 378 440 | 9% | 0 |
2 | ВАЗ (LADA) | Vesta | 532 427 | -1% | +3 |
3 | KIA | Rio | 662 957 | 9% | +1 |
4 | Hyundai | Solaris | 654 478 | 10% | -1 |
5 | ВАЗ (LADA) | Priora | 411 696 | 3% | -3 |
6 | Toyota | Camry | 1 538 239 | 11% | 0 |
7 | Volkswagen | Polo | 623 744 | 9% | +1 |
8 | ВАЗ (LADA) | 4×4 (Нива) | 435 698 | 6% | -1 |
9 | ВАЗ (LADA) | Largus | 535 173 | 7% | 0 |
10 | Chevrolet | Niva | 534 453 | 5% | +1 |
11 | ВАЗ (LADA) | XRAY | 541 171 | -5% | +5 |
12 | Renault | Logan | 490 211 | 8% | 0 |
13 | Renault | Duster | 767 867 | 6% | 0 |
14 | ВАЗ (LADA) | Kalina | 403 801 | 8% | -4 |
15 | Hyundai | Creta | 985 202 | -1% | +13 |
16 | Skoda | Rapid | 637 892 | 6% | -2 |
17 | KIA | Optima | 1 340 552 | 4% | +10 |
18 | Datsun | on-DO | 374 151 | 10% | -3 |
19 | Toyota | RAV4 | 1 543 618 | 5% | -2 |
20 | KIA | Sportage | 1 304 191 | 8% | +1 |
21 | Skoda | Octavia | 968 034 | 11% | +1 |
22 | Renault | Kaptur | 898 693 | -2% | +15 |
23 | Renault | Sandero Stepway | 619 850 | 8% | 0 |
24 | KIA | cee'd | 845 026 | 13% | -6 |
25 | ГАЗ | ГАЗель Next | 959 073 | 9% | -1 |
26 | УАЗ | Patriot | 664 315 | 2% | -7 |
27 | Ford | Focus | 773 925 | 5% | -2 |
28 | Nissan | Almera | 496 652 | 5% | -8 |
29 | Mazda | CX-5 | 1 505 106 | 9% | -3 |
30 | Nissan | Qashqai | 1 120 303 | 3% | +9 |
31 | Volkswagen | Tiguan | 1 491 796 | 16% | +2 |
32 | Toyota | Land Cruiser Prado | 2 749 294 | 7% | -3 |
33 | Mazda | 6 | 1 295 862 | 6% | -3 |
34 | Mitsubishi | Outlander | 1 398 465 | 6% | -1 |
35 | Toyota | Land Cruiser | 4 206 659 | 6% | -4 |
36 | KIA | Soul | 913 511 | 4% | new |
37 | Mercedes-Benz | E-класс | 2 580 885 | 16% | -1 |
38 | KIA | Cerato | 921 936 | 13% | 0 |
39 | BMW | 5 серия | 2 177 027 | 11% | -3 |
40 | ВАЗ (LADA) | Vesta Cross | 747 912 | -1% | new |
41 | Hyundai | Tucson | 1 418 599 | -1% | new |
42 | Nissan | X-Trail | 1 386 288 | 7% | -8 |
43 | Hyundai | Elantra | 897 363 | 9% | +1 |
44 | Renault | Sandero | 520 713 | 10% | -4 |
45 | KIA | Rio X-Line | 831 411 | -4% | new |
46 | Nissan | Terrano | 821 183 | 7% | -3 |
47 | ГАЗ | ГАЗель 3302 | 703 033 | 10% | new |
48 | LIFAN | X50 | 431 208 | -1% | +2 |
49 | LIFAN | X60 | 582 154 | 12% | -8 |
50 | BMW | 3 серия | 1 541 822 | 3% | new |
Самым дешевым на вторичке остался седан
Datsun on-DO (374 000 руб.) Дороже
всего предлагается Toyota Land Cruiser (4 207 000 руб.), а сильнее
всего выросли цены на Mercedes-Benz E-класса.
Любопытно, что за год цены на самом большом
рынке, в Москве, снизились на 8%. Подешевели трехлетки и в Тюмене (-3%). В
остальных крупных городах цены выросли. Дешевле всего можно купить трехлетку в
Тольятти (720 000 руб.), дороже всего — в Красноярске (1 148 000
руб.). Связано это с тем, что автопарк Тольятти состоит в большинстве своем из
продукции АВТОВАЗа.
Рейтинг городов по доступности автомобиля до трех лет в 2019 году:
№ | Город | Средняя цена, 2019 | Динамика цены за год |
1 | Тольятти | 720 268 | 2% |
2 | Пермь | 772 795 | 5% |
3 | Ульяновск | 810 088 | 13% |
4 | Волгоград | 818 288 | 12% |
5 | Ижевск | 833 477 | 14% |
6 | Саратов | 848 147 | 8% |
7 | Воронеж | 871 593 | 4% |
8 | Омск | 890 307 | 7% |
9 | Челябинск | 909 291 | 14% |
10 | Самара | 910 386 | 4% |
11 | Екатеринбург | 911 750 | 5% |
12 | Тюмень | 945 685 | -3% |
13 | Уфа | 949 515 | 14% |
14 | Санкт-Петербург | 967 412 | 11% |
15 | Казань | 970 787 | 13% |
16 | Нижний Новгород | 985 582 | 20% |
17 | Ростов-на-Дону | 1 016 234 | 6% |
18 | Краснодар | 1 110 703 | 10% |
19 | Москва | 1 139 539 | -8% |
20 | Красноярск | 1 147 600 | 0% |
Вся Россия | 878 000 | 9% |