Стоимость машин росла непрерывно, но летом 2022 года процесс остановился
Илья Бархатов / 74.RU
С клича «Когда же вы нажретесь?!» начинались комментарии под каждой из наших многочисленных статей о повышении цен на автомобили, и вот, наконец, это случилось: они «нажрались».
В июне 2022 года впервые за почти 15 лет ни одна автомобильная марка не увеличила стоимость своих моделей. Об этом сообщает аналитический центр агентства «Автостат».
Но главный вопрос в другом: что нас ждет после этого периода стагнации? Есть ли шанс, что цены обвалятся или грядет еще одна волна удорожания?
В июне 2022 года регистрации новых автомобилей составили 32,7 тысячи единиц, сообщает агентство «Автостат». Это в 4,5 раза хуже прошлогоднего показателя, но на 20% выше результатов мая 2022 года. Для сравнения, в хорошие годы (2012–2013) июньские регистрации достигали 250 тысяч машин, то есть в 8 раз превышали нынешние.
Цены на автомобили в России растут уже много лет, но особенно сильно процесс разогнался в конце 2014 года, когда резко подешевел рубль.
В 2021 году автопром ощутил последствия пандемийных локдаунов, начались перебои с поставками машин, в результате цены получили новый импульс.
Ситуация окончательно вышла из-под контроля в марте 2022 года, когда стоимость некоторых моделей выросла в 3–4 раза.
Дилер из Воронежа неутомимо продает VW Tiguan 1,4 в хорошей комплектации R-Line за 5 млн рублей (июль 2022 года)
В марте за этот автомобиль просили 8,6 млн рублей. В феврале по прайсу он стоил не более 3,355 млн рублей
Но в конце весны паника спала, и рынок попал в стагнацию. Большая часть автомобильных марок приостановила деятельность в России: в июне небольшую активность сохранял АВТОВАЗ, выпустив 7 тысяч автомобилей (что в четыре раза ниже докризисных уровней), а также УАЗ, тульский завод Haval и Chery, наладившая импорт из Китая.
Возобновить производство на пару месяцев обещал калининградский «Автотор» (модели Kia и Hyundai).
Большинство же марок находится в летаргии, и это касается как брендов из «недружественных» стран (Volkswagen, Skoda, Peugeot, Citroen, Audi, BMW, Mercedes, Land Rover), так и тех, кто ранее декларировал намерение остаться (Toyota, Kia, Hyundai).
На логистических складах в России стоят десятки тысяч автомобилей, но картинки «забитых под завязку» площадок не должны вводить в заблуждение: при нормальных уровнях продаж такого запаса хватило бы на месяц (а если брать лучшие годы — на неделю).
Дефицит автомобилей сохраняется, но рынок охладел по другой причине: спал ажиотаж. Клиенты, готовые на панике отдавать за «последний» Kia или Skoda по 5–7 млн рублей, сделали это еще в марте, остальные же заняли выжидательную позицию. Нет горячки и у дилеров: раздутые в начале года прайсы позволяют неспешно распродавать остатки автомобилей, растягивая их до конца года.
По-прежнему беспрецедентно дорого: цены за редким исключением зафиксировались на историческом максимуме, достигнутом в первом квартале 2022 года.
Например, Renault Duster нового поколения полтора года назад, в момент выхода на рынок, стоил от 1,15 млн рублей, что уже казалось изрядной накруткой относительно прежней версии.
Сейчас его прайс-лист начинается от 1,62 млн рублей, но в наличии у дилеров преимущественно версии стоимостью 1,8 млн рублей и выше.
Речь идет о последних Renault Duster: вопрос о сборке кроссоверов на АВТОВАЗе пока не решен.
Renault Duster стал неподъемным для большинства россиян
Артем Краснов / 74.RU
В июне АВТОВАЗ начал выпуск Lada Granta в новой комплектации Сlassic 2022, созданной на базе обычного «классика», но лишенной АБС, подушек безопасности, иммобилайзера и еще ряда импортозависимых узлов.
Цена автомобиля начинается от 678 тысяч рублей, что ниже стоимости упраздненной базовой версии Standard — в марте-июне она стоила 728 тысяч.
Формально «Гранта» подешевела, но важно учитывать исчезновение дорогостоящих систем безопасности.
Lada Granta формально подешевела, но комплектация лишилась важных пунктов
Полина Авдошина / 74.RU
Hyundai Solaris с марта стоит от 1,408 млн рублей, при этом в наличии у дилеров есть машины по цене от 1,5 млн рублей с возможностью получения скидки при покупке в кредит или сдаче старого автомобиля в trade-in. Питерский завод марки, где делали модель, стоит с марта.
А вот немного ценовых парадоксов: самая доступная Skoda Octavia стоит от 2,613 млн рублей, что выше базового прайса на Toyota Camry, который начинается от 2,498 млн рублей.
Оставшиеся в наличии у дилеров «Октавии» стоят, как правило, ближе к 3 млн рублей, при этом мы говорим о версии с механической коробкой передач и базовым 1,6-литровым мотором. При этом проблемы с поставками «Октавий» начались еще в пандемийные годы, а производство машин в Нижнем Новгороде, судя по всему, уже не возобновится.
Что до Toyota Camry, то дилеры распродают машины из прежних запасов (завод под Питером стоит), и реальная цена начинается от 3,5 млн рублей за машины с двигателем 2 литра.
О времена, о нравы: Skoda Octavia стала дороже Toyota Camry
Артем Краснов / 74.RU
Глава пресс-службы агентства «Автостат» Азат Тимерханов считает, что возврат к прежним ценам, в теории, возможен:
— Многое зависит от курса рубля: именно из-за его резкого падения цены в начале весны рванули вверх.
Если курс рубля будет стабильным в течение нескольких месяцев, то можно рассчитывать на откат цен на уровень «до спецоперации».
А пока же потенциальным покупателям можно надеяться на возобновление акций или скидок со стороны автопроизводителей. Но для этого необходимо, чтобы стабильно работали автозаводы и пополнялись запасы дилеров.
Курсы валют достигли многолетних минимумов, но снизить цены мешает отсутствие новых поставок, который можно было бы провести по выгодному курсу рубля. С другой стороны, этот курс во многом и связан с отсутствием импорта (низким спросом на валюту), поэтому изменение внешней ситуации может негативно сказаться на стоимости рубля.
— Особых предпосылок для заметного снижения цен нет, — считает заместитель главного редактора издания «За рулем» Никита Гудков. — Дилеры сознательно держат их на высоком уровне: новые поставки автомобилей минимальны, а запасы на складах рано или поздно закончатся.
Им лучше продавать всего по несколько автомобилей в месяц, но хоть как-то работать, попутно подыскивая пути переориентации на другие марки или другие сферы автобизнеса.
На складах есть и машины, закупленные в марте-апреле по высокому валютному курсу — реализовывать их в убыток никто не торопится.
У дилеров есть запасы машин и многие рассчитывают дотянуть на них до конца года
Артем Краснов / 74.RU
Если поставок новых машин не будет длительное время (скажем, год), то складские запасы иномарок с большой вероятностью будут исчерпаны, а значит, и поводов для резкого снижения цен не возникнет. Есть ли надежда, что стоимость снизят работающие марки, например, «Лада» и китайские бренды?
У АВТОВАЗа на будущий год грандиозные планы: анонсирован выпуск 500 тысяч машин, что ощутимо больше, чем в 2021 году (430 тысяч). При этом в перспективе АВТОВАЗ не исключает наращивания мощностей до 800 тысяч — последний раз такие цифры фиксировались в предкризисном 2008 году.
Насколько эти амбиции достижимы, судить сложно, но зачищенная от конкурентов поляна создает высокий спрос на недорогие машины, а завод превращается в монополиста в сегменте массовых автомобилей.
Но фактическое отсутствие конкуренции дает возможность задирать стоимость машин и не слишком заботиться о качестве, поэтому тотальное удешевление «Лад» после их упрощения под большим вопросом.
Китайские марки не спешат резко наращивать продажи за счет демпинговых цен, хотя, в теории, имеют такую возможность
Артем Краснов / 74.RU
Китайские марки также заняли выжидательную позицию, и, хотя на логистических складах стоят тысячи машин и проблем с предложением вроде бы нет, стоимость находится на достаточно высоком уровне.
Весной ряд моделей подешевели (скажем, Haval Jolion и H9), но недостаточно, чтобы говорить о возврате к «старым прайсам».
Некоторые модели и вовсе держат планку: так, в начале 2022 года Haval F7 стоил от 1,81 млн рублей, в апреле он подорожал до 2,64 млн рублей, и с тех пор цена не снизилась. При этом у дилеров сложно найти F7 дешевле 3 млн рублей.
Полина Авдошина / 74.RU
Возврат к нормальности более вероятен после снятия экономической блокады России. Пока же стоимость машин у нас является чуть ли не самой высокой в мире, что, в теории, делает привлекательным импорт. Ранее мы показывали, сколько стоят автомобили без таможенных пошлин.
Из привлекательных для ввоза машин стран можно назвать Арабские Эмираты, Казахстан и Японию (да-да, правый руль снова входит в моду).
«С таким курсом предложений станет больше». Что будет с ценами на бу авто :
В условиях высоких цен и дефицита новых машин российские водители все чаще обращают внимание на рынок подержанных автомобилей. Autonews.ru с помощью экспертов и профессиональных автоподборщиков разобрался, что сейчас происходит на вторичном рынке, как обстоят дела со спросом и что будет с ценами в дальнейшем.
Высокие цены и падение спроса
Как рассказал эксперт по подбору автомобилей и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов, ситуация со спросом на рынке подержанных машин находится в критической стадии.
По словам эксперта, б/у автомобили не интересуют россиян на данный момент. Единственное исключение — водители, у которых есть необходимость в машине, а они неожиданно остались «без колес».
Одна из причин такого тренда — высокие цены на вторичке.
«Сейчас на рынке сложилась интересная ситуация. Если открыть сайт с объявлениями о продаже подержанных авто, то мы увидим просто фантастически высокие цены.
После их просмотра у потенциального продавца возникает уверенность, что он сможет реализовать свой автомобиль как минимум не за меньшую сумму.
Но по факту он получает ноль звонков от покупателей, а машина надолго зависает в разделе продаж», — объяснил Чернов.
Эксперт подчеркнул, что чаще всего реальная стоимость машины оказывается почти в два раза меньше, чем за нее изначально хочет получить продавец. Впрочем, даже кардинальное снижения стоимости не дает продавцу никаких гарантий на быструю реализацию машины.
«На данный момент на рынке мы имеем кучу предложений по неадекватным ценам. Понять, что стоимость машин сильно завышена, достаточно легко. Для этого нужно просто перевести эту сумму в иностранную валюту по нынешнему курсу. В результате оказывается, что, например, BMW X7 могут продавать более чем за €300 тыс. За рубежом за эти деньги можно Bentley купить», — резюмировал эксперт.
Отмена утилизационного сбора и льготы на растаможку
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин считает, что на фоне острого дефицита новых автомобилей на отечественном рынке многие россияне обратили внимание на вторичку. При этом, по его словам, цены на подержанные машины также выросли.
«Однако число предложений не увеличивается. Причем эта тенденция, скорее всего, сохранится, так как автомобилей в страну практически не завозится. Какой-то поток машин к нам есть благодаря различным схемам. Правильным решением для властей на данный момент стала бы отмена утилизационного сбора и введение льгот на растаможку», — заявил эксперт.
Авилон
Напомним, чтобы поставить на учет привезенный из-за рубежа автомобиль, необходимо заплатить утилизационный сбор: 3400–5200 руб. в зависимости от возраста машины.
«Адекватных предложений все же хватает»
При этом Кирилл Чернов отметил, что даже сейчас можно встретить объявления по продаже подержанной иномарки за адекватные деньги. Чаще всего это бывает, когда продавцу нужны средства. При этом он добавил, что стоимость таких машин может быть даже ниже цен, которые были в начале 2022 года.
???? Эти модели нельзя покупать на вторичке: черный список от автоподборщика
По словам Чернова, на вторичке стали появляться объявления о продаже редких машин, которые ранее до массовых площадок вряд ли бы дошли. Более того, «эксклюзивные» модели сейчас предлагаются по цене обычных машин. В качестве примера эксперт привел несколько объявлений по продаже BMW-Alpina и редких модификаций Porschе.
Аналогичное мнение высказал менеджер крупного подмосковного автосалона. Сотрудник дилерского центра уверил Autonews, что компания серьезно снизила цены по сравнению с концом весны, правда, спрос при этом сильно не увеличился.
«На данный момент мы можем предложить целый ряд интересных вариантов, среди которых есть и премиум. Причем за эти деньги на рынке новых автомобилей максимум на что вы сможете рассчитывать — это недорогие корейские или отечественные седаны. Цены мы снизили еще в начале лета, правда, не могу сказать, что это сильно повлияло на спрос, который по-прежнему низок», — резюмировал менеджер шоурума.
Цены на вторичке могут упасть, а машин из-за границы станет больше
Руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский ожидает, что цены на автомобили в России должны снизиться уже в 2022 году. Причем коснется это как рынка новых машин, так и вторички.
Цены идут на обгон
Уходящий 2021 год российским автомобилистам запомнится беспрецедентным ростом цен на машины. Какие автомобили дорожают быстрее остальных и когда уже ценовое ускорение даст по тормозам, разбирались «Деньги».
Рост цен давно стал обычным явлением на потребительском рынке, но на автомобильном рынке в последнее время он стал особенно заметен. По данным «Автостата», за последние семь лет, с 2014 года, средняя цена автомобиля на российском рынке увеличилась более чем на 80%.
В частности, активно росли цены в конце 2014-го — начале 2015 года, в первую очередь из-за падения курса рубля. Смена ценников на новые машины была заметна в первой половине 2016-го и в начале 2017 года. Но особенно быстро новые авто стали дорожать начиная с 2020 года.
По данным «Автостата», только с начала прошлого года средняя розничная цена новой машины в России выросла на 20% — с отметки 1,5 млн руб. почти до 1,9 млн руб.
Наиболее внушительный рост цен показывают самые популярные модели на рынке.
Например, по данным «Автостата», самый доступный и одновременно самый популярный автомобиль на российском рынке — Lada Granta — за десять лет подорожал почти в два с половиной раза: с января 2012 года по июнь 2021 года цена этой модели подскочила на внушительные 127% (с 229 тыс. руб.
до 519,9 тыс. руб.). Цена другой доступной бюджетной модели — Renault Logan — в стартовой комплектации теперь стартует от 700 тыс. руб. Это на 110% больше, чем десять лет назад, когда такой же автомобиль можно было купить за 338 тыс. руб.
Более высокие цены имеют корейские Hyundai Solaris (от 840 тыс. руб.) и Kia Rio (от 890 тыс. руб.). За десять лет обе модели показали практически равный рост — в районе 90%. Другая массовая модель — Volkswagen Polo — сегодня стоит от 960 тыс. руб., что на 123% больше, чем в 2012 году.
Явное ценовое ускорение
Причиной продолжающегося роста цен на автомобили участники рынка называют колебания валютного курса. Но не это главное: предложение новых автомобилей — не только в России, но и во всем мире — сегодня не успевает за спросом.
Из-за локдаунов, резкого подорожания, а также дефицита комплектующих (сначала чипов, теперь еще и магния), турбулентности в логистических цепочках производственные линии ведущих мировых автоконцернов работают со сбоями, вызывая дефицит машин в салонах дилеров.
«Только в текущем году прайсы на некоторые модели увеличились на 20% в связи с девальвацией и ростом цен на комплектующие и в связи с колебаниями курса валют»,— констатирует Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. По его словам, например, в премиальном сегменте Mercedes-Benz, Jeep, Cadillac прибавили в цене в среднем на 18%.
Представители массового сегмента за первое полугодие текущего года подорожали на 10–200 тыс. руб. Особенно это заметно, по мнению эксперта, у корейских марок — Kia и Hyundai. Например, модель Kia Ceed SW подорожала с 1 169 900 руб. до 1 424 900 руб.
«Среди брендов, которые мы продаем, наибольшее изменение цены с начала года произошло по таким моделям, как Kia Mohave, цена которой с начала года выросла на 17%. Renault Duster подорожал на 18%, Skoda Octavia A8 — на 18%, Skoda Superb Combi — на 19%, Skoda Kodiaq — на 17%»,— говорит господин Мигаль.
На вторичном рынке, по его словам, цены растут вслед за сегментом новых авто. Например, в его компании средняя цена на авто на вторичном рынке в январе текущего года составляла 835,3 тыс. руб., в мае — 945 тыс. руб. На вторичном рынке спрос превышает предложение, поэтому продавцы завышают цены и некоторые авто с пробегом продаются дороже изначальной цены.
Именно из-за дефицита «живых» машин рост цен на автомобили в текущем году значительно ускорился, что особенно заметно по самым ходовым моделям в каждом из сегментов авторынка.
Так, по данным Russian Automotive Market Research и исследованию РГС-банка, в сегменте автомобилей размерного В-класса рекордсменом по приросту является модель Volkswagen Polo, которая за девять месяцев текущего года подорожала на 27,4%, до средней отметки в 1,186 млн руб.
В самом же популярном сегменте кроссоверов — в размерной нише С-класса — больше всего (на 24,6%) подорожала ходовая модель Renault Duster, средняя цена которой теперь составляет 1,334 млн руб.
Среди более дорогих кроссоверов С-класса на 15,9% подорожала модель KIA Sportage, средняя цена которой теперь перешагнула отметку в 2,1 млн руб. А в премиальной нише кроссоверов D/E-класса взлет цен больше всего затронул модель BMW X5, стоимость которой увеличилась на 19,9%, с отметки 6,82 млн руб. до уровня 8,17 млн руб.
Что же касается подержанных авто, то в текущем году ценовое ускорение здесь происходило еще более динамично. Особенно увеличились расценки на самые ликвидные авто с пробегом в возрасте до трех лет.
Например, по данным Russian Automotive Market Research, та же модель BMW Х5 за девять месяцев текущего года выросла в цене на внушительные 39,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: если в сентябре 2020 года трехлетняя модель стоила 5,3 млн руб., то в сентябре этого года уже 7,5 млн руб. На целых 29,4% скакнула в цене Hyundai Creta — с 1,14 млн руб.
до 1,47 млн руб. Также на 29% подорожала Toyota RAV4 — с 1,99 млн руб. до 2,57 млн руб.
«В целом все владельцы автомобилей, кто в этот период избавлялся от своих двух- и трехлеток, не только не теряли относительно цены покупки машины, но по ряду моделей еще и оставались в прибыли»,— комментирует Сергей Власов, эксперт маркетплейса «Банкавто» (цифровая платформа РГС-банка). Однако долго такая ситуация на рынке, на его взгляд, продолжаться не будет.
По его мнению, падение рынка новых автомобилей и оголтелый рост цен на новые машины ведут к тому, что люди все чаще откладывают обмен старого автомобиля на новый. «Рынок подержанных машин более или менее приемлемого качества неизбежно будет продолжать ужиматься, а их цены до конца года продолжат рост. Единственный положительный момент, что при условии стабильности курса валюты рост уже не будет измеряться двузначными числами»,— полагает эксперт.
Скрытый ценовой разгон
Упомянутая выше номинальная статистика наглядно демонстрирует внушительные показатели ценового роста на автомобильном рынке, однако на самом деле розничная цена машин в России растет еще быстрее.
Участники рынка говорят о так называемом скрытом подорожании машин, когда статистические подсчеты не учитывают затраты на дополнительное оборудование, которое автодилеры все чаще навязывают покупателям. Накрутка на так называемые допы до сих пор может быть весьма существенной, достигая 30–50% и даже более от рекомендованной производителем цены авто.
«Как вам Lada Largus за 1 млн 350 тыс. руб. вместо положенных за него по прайсу автопроизводителя 800 тыс.? Или Skoda Rapid за 2 млн вместо 1 млн? А Kia Mohave за 6 млн вместо 3,8 млн?» — восклицает Сергей Пиголкин, основатель онлайн-аукциона новых автомобилей CarClick.ru. По его словам, список наиболее вопиющих наценок дилеров на новые авто сейчас можно продолжать бесконечно.
Пользователи интернета уже даже соревнуются, кто найдет автомобиль с наивысшей наценкой. Хотя в среднем по ряду марок и моделей наценки дилеров не превышают 100–200 тыс. руб., все сильно зависит от региона.
К примеру, по словам эксперта, наценка на Nissan Qashqai у дилеров в Самарской области как раз попадает в эти рамки, при этом в Москве у ряда дилеров на этот же автомобиль она составляет 500 тыс. руб. «С реальной ценой на новое авто сейчас все очень индивидуально и сильно зависит не только от региона дилера, марки и модели, но даже от комплектации автомобиля»,— отмечает господин Пиголкин.
«Одно дело — заводские розничные цены, которые являются рекомендованными, другое дело — цены в шоурумах дилерских центров»,— соглашается Александр Багрецов, руководитель проектов консалтинговой компании SRG. По его наблюдениям, осенью этого года ходовые модели в дилерских центрах имеют беспрецедентно высокие цены.
Например, Renault Logan в средней комплектации стоил 1,5 млн руб., Volkswagen Polo также в средней комплектации — 1,7–1,8 млн руб., цена Renault Arkana доходила до 2,9 млн руб., Lada Granta — 1,2 млн руб.
Такие цены формируются из-за опций, от которых невозможно отказаться: сервисные пакеты, страхование, дополнительное навесное оборудование.
Эксперты рынка констатируют, что эффективных правовых инструментов повилять на то, чтобы им дилеры продавали автомобиль по рекомендованным автопроизводителями ценам, у потребителей, увы, нет.
Не помогают ни жалобы в надзорные российские органы, ни автопроизводителям, которые в нынешней нестабильной ситуации молчаливо дают заработать дилерам в состоянии рынка продавца, а не покупателя.
«Дилеры понимают, что при ограниченном предложении автомобили купят и с дополнительным оборудованием на весьма приличные суммы,— говорит Сергей Лагурев, аналитик автомобильного сайта «Дром».— Недавно мы провели исследование: сколько придется заплатить за допы на популярные марки моделей.
Так вот, например, переплата за дополнительное оборудование на Lada Vesta в Москве в среднем составляет от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб., на Hyundai Solaris — 100–200 тыс. руб., а наценки дилеров на ходовую китайскую модель Haval Jolion составляют не менее 180–200 тыс. руб.».
Новая угроза для рынка
Наблюдатели и участники рынка вынуждены констатировать, что, к сожалению для потребителей, рост цен на автомобили в России в ближайшее время вряд ли остановится, он будет продолжаться минимум до середины следующего года, а может, и дольше. И да, нынешней зимой не стоит ожидать традиционных предновогодних скидок.
«Мы не видим предпосылок, что рост цен на авто остановится в ближайшее время,— прогнозирует Сергей Лагурев.— Основная причина такого подорожания — сохраняющийся дефицит новых автомобилей, который может продлиться весь 2022 год. Конечно, через какое-то время ситуация нормализуется и наступит насыщение рынка: спрос будет меньше, чем предложение.
Тогда дилерам придется привлекать клиентов хорошими предложениями, но ждать скидок в ближайшее время точно не стоит».
Сами автодилеры признаются, что в текущем году они не ждут бонусов от автопроизводителей, в связи с чем скидок под Новый год, скорее всего, не будет.
«Большинство дилерских предприятий выполнили планы по выручке и прибыли уже осенью, а значит, распродаж с целью получения бонусов от производителей в конце года ожидать не стоит»,— признается Олег Кузнецов, директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр».
По его мнению, очевидно, поставки автомобилей будут восстанавливаться не менее полугода, и только самые оптимистичные прогнозы говорят о восстановлении предложения к середине следующего года. Снижение спроса на автомобили сможет остановить ценовую гонку. Любые факторы — от цены бензина до увеличения дистанционной работы — могут косвенно снизить темпы роста цен на новые автомобили.
Новая угроза мирового автопрома — это надвигающаяся вслед за дефицитом чипов нехватка магния, который используется в алюминиевых сплавах для многих видов автомобильных компонентов. Также вдруг на мировую автоиндустрию начал оказывать влияние энергодефицит в Китае.
«Из-за энергетического кризиса ряд крупных китайских производителей автомобильных компонентов в течение последнего месяца вынуждены были переходить на работу три-четыре раза в неделю.
Это уже начинает негативно сказываться на производстве в том числе автомобильных компонентов и приводит к их удорожанию»,— говорит Владислав Соловьев, президент маркетплейса по продаже автозапчастей Autodoc.ru.
Продолжают давить на цены и глубинные макроэкономические процессы. «Продукты питания, энергоресурсы, автомобили должны дорожать.
Если они долго не дорожали, как это было в 2010-е годы, производители накапливают долг, откладывают инвестиции в производство, и государство им в этом помогает»,— считает Александр Осин, аналитик инвестиционной компании «Фридом Финанс».
Проблема, на его взгляд, в том, что ведущие развитые страны, которые формируют политику наднациональных регуляторов, в последние десятилетия накопили очень большой долг — максимальный в истории, 400% ВВП.
И их регуляторы стали «бояться» инфляции, потому что инфляция означает рост стоимости обслуживания долга. Чтобы победить инфляцию, были заморожены инвестиции. В итоге в АПК, металлургии и других отраслях начал формироваться дефицит. Это в полной мере отражается в итоге и на рынке автомобилей.
Причем ждать, что одни автомобильные марки будут дорожать больше, другие — меньше, не стоит. «Подорожание автомобилей будет продолжаться и далее почти по всем брендам»,— прогнозирует Андрей Ольховский, генеральный директор группы компаний «Автодом». Насколько оно будет серьезным, на его взгляд, покажет время.
Изменения курса рубля производители растянули на длительный период и, возможно, сейчас страхуются от будущих валютных колебаний. По субъективным ожиданиям ситуация с поставками автомобилей нормализуется к концу следующего года.
Причин, как всегда, несколько — начиная от глобального дефицита комплектующих и нарушения логистики и заканчивая локальными ограничениями в ряде стран. Возможно, изменения в законодательстве также дадут импульс для роста стоимости автомобилей.
Так, например, по электрическим автомобилям льготные условия для импорта действуют лишь до конца 2021 года, и весь рынок ждет продления таких преференций.
Георгий Алексеев
Есть две основные причины, по которым цены на автомобили в России продолжают расти. Во-первых, это сохраняющийся дефицит автокомпонентов, который спровоцировал глобальное сокращение производства автомобилей: в период с января по сентябрь 2021 года авторынок недосчитался более чем 200 тыс. автомобилей, поскольку производство упало на 20,5% (в одном только сентябре — на 25%).
Во-вторых, вслед за сокращением производства сократилось и предложение, которое больше не может удовлетворить огромный спрос. Клиенты опасаются, что дальше будет только хуже: автомобили — дороже, дефицит — острее. Поэтому они спешат приобрести авто даже сейчас, и тем самым нехватка авто действительно становится только острее.
Автомобили же с пробегом растут в цене из-за сокращения объемов предложения: с одной стороны, автолюбители реже стали менять свои авто на новые, с другой — предложений авто с пробегом становится меньше, так как пять лет назад был серьезный спад на рынке новых авто и сейчас на рынке хороших пятилетних авто с пробегом существенно меньше.
Увы, до восстановления автомобильного рынка пока что далеко. Пандемия коронавируса все еще определяет главные тенденции: общий спад экономической активности россиян, снижение доходов населения. При оптимистичном прогнозе дефицит авто сохранится до конца 2022 года, но наиболее реалистичный прогноз — возвращение к стандартному количеству автомобилей на рынке к 2024 году.
Сейчас хорошее время, чтобы выгодно продать свой автомобиль и поменять его на другой: рынок довольно сильно «перегрет», и есть шанс продать свое авто выгоднее, чем даже полгода назад.
Что касается покупки нового авто, то при необходимости купить его в ближайшее время стоит обращать внимание на недефицитные модели (такие тоже есть) и предложения за пределами своего родного региона. Тогда будет шанс купить его без существенных переплат и не ждать автомобиль так долго.
Андрей Кузин, финансовый директор «СберАвто»
Глобальный дефицит новых автомобилей толкает цены на них вверх не только у нас в России, но и по всему миру. Виной тому не восстановившаяся до прежних объемов выпуска промышленность и цепочки международных поставок.
К тому же к проблеме нехватки полупроводников и электронных компонентов вскоре может добавиться и нехватка ряда используемых в производстве автомобилей металлов — например, магния. Все это пока не позволяет надеяться на насыщение рынка новых автомобилей, снижение цен и возврат к рынку покупателя.
Что же касается фундаментальных причин роста цен, то я бы разделял их на два основных типа. Первое — это рост цен от самих автопроизводителей. А второе — это наценки дилеров «за воздух», когда продается автомобиль с установленным по завышенным в разы ценам дополнительным оборудованием, зачастую абсолютно ненужным покупателю.
И если представительства повышают цены в относительно адекватных рамках (от 15% до 25% к уровню начала 2020 года), то наценки дилеров иногда доходят до небес, вызывая праведный гнев покупателей.
В целом же до конца текущего года я ожидаю незначительное повышение цен у дистрибуторов (ориентир — от 1% до 3%), при этом, какая будет конечная цена у дилера, сильно зависит от наличия автомобилей и спроса со стороны клиентов, многие из которых, устав от бесконечного роста цен, уже отказались от планов поменять автомобиль на новый.
Если же спрос и дальше будет замедляться, то по ряду марок можно будет ожидать снижения наценок на дополнительное оборудование до приемлемого потребителю уровня уже в январе следующего года. При этом в случае провала поставок многие модели по-прежнему будут в дефиците, а значит, наценки на них как минимум не снизятся.
Не думаю, что регулятор здесь что-то может сделать. Рынок сам должен выровнять эту ситуацию. По заявлению большинства производителей дефицит новых автомобилей должен разрешиться к середине 2022 года. К этому моменту заработают на полную мощность имеющиеся и новые производства компонентов. Будем надеяться, что пандемия не помешает этим планам.
Сергей Пиголкин, основатель онлайн-аукциона новых автомобилей CarClick.ru
Где купить авто в августе 2022 — рассмотрели все варианты
Есть два приемлемых и один очень выгодный.
Продажи новых машин почти остановились — покупателей отпугивает дороговизна, а дилеры не спешат пересматривать цены: сегодня машины в наличии есть, но совершенно непонятно, что будет потом.
Материалы по теме
Торговые площадки китайских марок забиты до отказа, однако и они непомерно подорожали.
АВТОВАЗ примерно знает, сколько и каких машин сможет выпустить до конца года. Исходя из этого, строит ценовую политику с учетом длительного дефицита на рынке.
Так где же покупать новые автомобили? И заработал ли параллельный импорт?
Материалы по теме
Официалы
Материалы по теме
Расширения ассортимента и снижения цен в ближайшее время ждать не стоит. Несмотря на некоторое разобщение с производителями, они всё же продолжают представлять их интересы, а потому ввозить что-либо без согласования с «головой» стесняются.
Схема параллельного импорта для официальных дилеров вообще мало применима. Проблемами становятся и таможня, и гарантийное обслуживание, и сертификация новых моделей.
Материалы по теме
Импортер при ввозе автомобиля должен предъявлять таможне Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), а его получает и оформляет производитель.
Альтернатива — Свидетельство о безопасности колесного транспортного средства (СБКТС), которое могут получать только физлица.
Наконец, все ввозимые автомобили (кроме произведенных в странах ЕАЭС) должны быть оборудованы устройством ЭРА-ГЛОНАСС — но после их дефицита и взлета цен до 80–100 тысяч рублей до 1 февраля 2023 это требование заморожено.
Теоретически, заморочиться всем этим можно. Командировать менеджера на закупки как частное лицо. Но зачем? Насколько можно понять, мультибрендовые дилеры чувствуют себя неплохо.
В наличии пока что много машин Kia, Hyundai, Skoda, Nissan, Mitsubishi, Renault и почти всех премиальных марок. Корейские производители готовы везти машины из Кореи, если потребуется.
При схеме «трейд-ин, кредит и допы» можно протянуть до зимы. А там, глядишь, что-то поменяется.
Серые
Материалы по теме
Парадоксальная ситуация: серые дилеры сейчас предлагают более выгодные цены, чем официалы. Не у всех это так — только у тех, кто импортирует машины из ОАЭ. Разница с официалами, по словам продавцов, достигает 1–2 млн рублей.
Поверить в это нелегко — зачем продавать дешевле, если можно продать дороже? Ответ: для ускорения сбыта и оборота средств. Если официалам ускорение сейчас невыгодно, то «серым» — наоборот.
Ловят момент в период, когда можно быстро и много заработать.
К сожалению, серые дилеры никоим образом не решают дефицит бюджетных машин, предпочитая ввозить дорогие — на них самая большая маржа.
В основном, везут премиум, а также крупные внедорожники и кроссоверы, размером не меньше, чем Kia Sportage. Правда, Sportage в ОАЭ уже нового поколения, которое к нам прийти не успело. И в комплектации, близкой к максимальной.
«Серые» ориентируются на обеспеченных клиентов, которые могут отвалить 3–4 млн рублей и больше.
Машины растаможены, но установку ЭРА-ГЛОНАСС и получение СБКТС «серые» чаще всего перекладывают на покупателя. О гарантийном ремонте, естественно, можно забыть.
Купи себе сам
Материалы по теме
Рынки соседних стран, объединенных льготной растаможкой по правилам ЕАЭС, часть привлекательности растеряли.
Казахстан быстро подстроился под рыночные реалии. Купить машину по «рекомендованной цене» к середине лета стало невозможно: дилеры взяли на вооружение российскую практику навешивания «допов» и услуг. Для самых недорогих иномарок дополнительная наценка — от 150 тысяч рублей. И, что самое неприятное, некоторые дилеры стали отказывать клиентам из России.
Супервыгодной по деньгам такая покупка быть перестала. Но, по крайней мере, в Казахстане можно достать модели, которых совсем нет в России. Однако на них не распространяется гарантия производителя, поскольку автомобиль эксплуатируется не в той стране, для которой был подготовлен.
Материалы по теме
В Беларуси рынок сейчас мало чем отличается от нашего, большинство моделей даже дороже. Чуть дешевле только премиум.
А в Армении возник дефицит новых машин — возможно, как раз благодаря весенней активности российских покупателей, которые выгребли все квоты. Страна получает всего около 25 тысяч новых автомобилей в год.
Таким образом, более разумным вариантом постепенно стала дальняя заграница. А самые демократичные условия и цены выявлены в Объединенных Арабских Эмиратах — как по новым машинам, так и по подержанным.
Как самостоятельно приобрести машину в ОАЭ? «За рулем» подготовил для вас пошаговую инструкцию (по ссылке)
depositphotos
Что будет с ценами на автомобили в ближайшем будущем. Прогноз эксперта
В июле на фоне дальнейшего улучшения ценовых условий рынок автокредитования продолжил восстанавливаться. По оценке ВТБ, за месяц выдачи российских банков достигли почти 53 млрд рублей, что на 11% превысило результат за июнь.
От санкций и проблем с логистикой в России страдают не только дилеры и заводы, но и тюнеры – те, кто дорабатывает или улучшает автомобили на заказ. Спрос на услуги автотюнинга сейчас упал сразу на 30-70%, пишет «Газета.
Электромобили Tesla за последний год заметно прибавили в цене, став значительно дороже, чем еще пару лет назад.
В России стали снижаться цены на новые автомобили в связи со стабилизацией отрасли. В этом уверен первый вице-президент общественной организации «Опора России» Павел Сигал, сообщает «Лента.ру».
За последний год новые машины на российском рынке заметно подорожали, и LADA Granta здесь не исключение.
Цены на новые автомобили в России во второй половине июля не менялись ни в одну, ни в другую сторону. Таким образом, «ценовое затишье» на российском авторынке продолжается уже два месяца подряд, следует из данных «АвтоСТАТа».
Больше всего новых автомобилей с мощными двигателями продается в европейской части России и на Урале. Самая большая доля таких машин — в Оренбургской области, где на них приходится 11% предложения, подсчитали в «Авто.ру».
Иностранным автопроизводителям предложили выкупать у россиян неисправные машины по рыночной цене по состоянию на момент возврата. С таким предложением к Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) обратился Союз потребителей РФ, пишут «Известия».
Средняя стоимость новых автомобилей, покупаемых через онлайн-сервис «СберАвто», в июне-июле снизилась до 2,3 млн рублей, а подержанных – до 1,1 млн рублей.
Выбирая подержанную иномарку, россияне чаще всего покупают Toyota, Hyundai, Kia, Volkswagen и Nissan, а среди моделей — Ford Focus, Hyundai Solaris и Kia Rio.
Средняя стоимость легкового автомобиля с пробегом в России в июле 2022 года составила 1 млн 224 тыс. рублей. Таким образом, с начала года подержанные машины подорожали на 17% или 175 тыс. рублей – тогда они стоили в среднем 1 млн 049 тыс.
Geely и Haval – самые популярные китайские марки в России в сегменте новых легковых автомобилей в 2022 году. На «вторичке» единолично лидирует Chery, который почти вдвое опережает конкурентов в лице Lifan и Geely, выяснили в «Авто.ру».