Водителей с грубыми нарушениями ловят через смартфоны

Подробности Категория: ПДД Опубликовано 26.07.2022

  • Водителей с грубыми нарушениями ловят через смартфоны
  • Сотрудники ГИБДД получили мобильные приложения, которые позволяют подключаться к камерам фотовидеофиксации и ловить нарушителей в потоке.
  • Сотрудники ГИБДД получили специальные мобильные приложения, которые позволяют подключаться к ближайшим комплексам фотовидеофиксации нарушений ПДД и буквально в режиме онлайн отслеживать передвижения нарушителей и «вылавливать» их из потока транспорта.

ГИБДД ловит нарушителей через приложение

В первую очередь, речь идёт о нарушителях, информация по которым содержится в базе данных ГИБДД или розыска. В частности, это следующие нарушения:

  • вождение после лишения прав;
  • подложные госномера;
  • управление авто после смерти владельца;
  • управление незарегистрированным автомобилем;
  • неоплаченные штрафы;
  • угнанные авто и т.д.

К примеру, 14 мая на территории Екатеринбурга сотрудники Центра автоматической фиксации ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области вместе с нарядами полка ДПС ГИБДД УМВД России по Екатеринбургу в очередной раз организовали рейд, направленный на пресечение фактов участия в дорожном движении водителей, лишенных права управления, а также транспортных средств, не зарегистрированных в установленном порядке в ГИБДД.

Специальные экипажи выставлялись на перекрестках улиц:

  • Серафимы Дерябиной и Шаумяна;
  • Вильгельма Де Геннина и Краснолесья.

С помощью установленного на смартфон мобильного приложения инспекторы получили возможность оперативно получать специальные уведомления о пересечении перекрестка автомобилем, водитель которого лишен прав или автомобиль не зарегистрирован в ГИБДД. Уже остановив такой автомобиль инспектор проверяет документы, предусмотренные правилами дорожного движения. Сверяет данные с базами данных Госавтоинспекции.

  • Водителей с грубыми нарушениями ловят через смартфоны
  • Водителей с грубыми нарушениями ловят через смартфоны
  • Водителей с грубыми нарушениями ловят через смартфоны
  • Водителей с грубыми нарушениями ловят через смартфоны

За два часа рейда сотрудники получили более 15 специальных уведомлений от системы мобильного приложения. В 5 случаях информация подтвердилась. При управлении автомобилями задержаны водители, лишенные прав, причем один из них ранее лишен права управления за отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения. В отношении обоих водителей составлены материалы по ст. 12.7.

Водителей с грубыми нарушениями ловят через смартфоны

Кроме этого, у трех автомобилей, о которых сообщило мобильное приложение, была прекращена регистрация. В отношении водителей составлены материалы по ч.1 ст.12.

1 КоАП РФ за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, и изъята спецпродукция – государственные регистрационные знаки и свидетельство о регистрации транспортного средства.

 Если водитель решится выехать без госномеров, то ему грозит уже лишение права управления.

В ГИБДД Москвы рассказали о работе мобильного приложения в 2022 году

Сотрудники подразделений Госавтоинспекции Москвы с начала года задержали 10 176 разыскиваемых транспортных средств с помощью специальных автоматизированных систем, рассказали 26 июля 2022 года в столичной ГИБДД.

Ежедневно сотрудниками Госавтоинспекции Москвы применяются дистанционные формы контроля, позволяющие в режиме реального времени получать информацию о передвижении нарушителей ПДД.

В целях повышения уровня безопасности дорожного движения в столице, при поддержке транспортного комплекса города Москвы, подразделениям ГИБДД переданы специальные мобильные устройства с установленным программным обеспечением.

  1. Данная программа позволяет сотрудникам дорожно-патрульной службы в режиме реального времени выявлять в автомобильном потоке транспортные средства, находящиеся в розыске, государственный учет которых прекращен, в связи со смертью собственника или если он лишен права управления.
  2. Благодаря алгоритму программного обеспечения сотрудники Госавтоинспекции могут подключаться к ближайшим к несению службы комплексам фото-видеофиксации и оперативно реагировать на сигналы о передвижении автомобилей указанной категории.
  3. По итогам первого полугодия 2022 года с помощью таких мобильных устройств задержаны более 7 тысяч транспортных средств, регистрация которых прекращена, в том числе — свыше 600 транспортных средств, регистрация которых прекращена в связи со смертью собственника, а также более 60 собственников транспортных средств в процессе управления автомобилем, будучи лишенными права управления.

Нарушителей ПДД будут ловить через приложение во всех регионах

Стоит ожидать, что в ближайшее время автоинспекторы начнут применять такие же приложения и в других регионах РФ. В частности, это позволяют и возможности информационной системы «Паутина». Сейчас она уже работает во многих субъектах страны, а к осени 2022 года должна охватить всю страну.

Штрафы ГИБДД с камер, штрафы ГИБДД с камер видеофиксации, штрафы ГИБДД с фотографиями и распечаткой

Сотрудники ГИБДД с каждым годом все чаще используют при выполнении своих профессиональных обязанностей различные системы фото- или видеофиксации нарушений ПДД.

Это неудивительно, так как подобная процедура значительно облегчает контроль над участниками дорожного движения и позволяет повысить его безопасность.

Однако зачастую возникают различные спорные ситуации, когда водители транспортных средств не согласны с наказаниями, вынесенными с использованием видео- и фотокамер.

Для того чтобы использование современных средств фиксации нарушений было законным, необходимо соблюдение ряда обязательных условий:

  • если при вынесении наказания водителя используются какие-либо автоматические средства фиксации, всегда назначается минимально возможный из предусмотренных законом вариантов;
  • даже случай грубого нарушения, который предусматривает лишение правонарушителя водительских прав при выявлении инспектором ГИБДД, в варианте фиксации с помощью камер должен сопровождаться максимальным наказанием в виде штрафа на сумму 5 тыс. рублей;
  • при фиксации нарушения ПДД автоматическими средствами, не может быть наложен на водителя административный арест. Он также должен быть заменен на денежный штраф.

Помимо перечисленных в предыдущем пункте условий, фиксация нарушений различных действующих правил дорожного движения с использованием видеокамер предусматривает ответственность, аналогичную той, которая наступает при обнаружении нарушения непосредственно инспектором ГИБДД. Это вовсе неудивительно, так как сам факт правонарушения, как правило, не подвергается сомнению. В противном случае, он может быть оспорен в соответствии с действующим законодательством.

Фото №1. Система видеофиксации нарушений ПДД

Водителей с грубыми нарушениями ловят через смартфоны

Наиболее часто при помощи средств автоматической видеофиксации происходит выявление разнообразных нарушений предусмотренного правилами скоростного режима передвижения.

При этом если превышение скорости составляет менее 20 км, водитель не наказывается. Если скорость превышена в пределах от 20 до 39 км, предусмотрено наказание на сумму 500 рублей.

Далее действует та же шкала, зависящая от величины превышения, как и при выявлении нарушения инспектором:

  • от 40 до 59 км/ч. – штраф на сумму 1 тыс. рублей, при двукратном правонарушении – 2 тыс. рублей;
  • от 60 до 79 км/ч. – 2,5 тыс. рублей, при повторении – 5 тыс. руб.;
  • свыше 80 км/ч. – наказание на максимальную сумму 5 тыс. руб.

Как уже отмечалось выше, при видеофиксации не допускается наказание в виде лишения водительского удостоверения.

Штрафы ГИБДД с фотофиксацией

Все основные моменты, которые касаются видеофиксации, имеют непосредственное отношение и к использованию автоматических средств фотофиксации нарушений действующих ПДД. Размер штрафа также определяется требованиями КОАП, не допуская при этом возможности наложения административного ареста или лишения нарушителя водительского удостоверения.

Также необходимо понимать механизм работы подобных автоматических систем фиксации. После обработки данных, полученных фото- или видеокамерами, водителю, допустившему нарушение, выписывается наказание, извещение о котором приходит по почте.

Владелец автомобиля имеет право оспорить наложенный на него штраф. Для этого следует обратиться в ЦАФАП (Центр, занимающийся автоматической фиксацией правонарушений).

Типичным случаем является вариант, когда во время нарушения транспортным средством управлял не его владелец.

В этом случае достаточно прибыть вместе с ним в ЦАФАП и наказание будет вынесено уже непосредственно виновнику правонарушения.

В случае, когда спорная ситуация при посещении ЦАФАП не урегулирована, владелец автомобиля имеет возможность обратиться в суд, чтобы оспорить вынесенное ему наказание.

Штрафы ГИБДД с фотографиями и распечаткой

Средства автоматизации могут быть использованы не только при фиксации нарушений. В настоящее время у водителей имеется несколько способов без всяких проблем проверить онлайн информацию об имеющихся у них штрафах или других видах наказаний.

Для этого необходимо зайти на официальный сайт ГИБДД. Затем следует ввести данные о транспортном средстве или водителе. В результате сервис выдаст все имеющиеся на данный момент штрафы и наказания.

Подобные услуги также предоставляют различные специализированные сайты, которые можно без труда найти в интернете.

В большинстве случаев онлайн сервисы поиска нарушений не только позволяют установить сам факт его наличия, но и распечатать информацию, на основе которой было вынесено наказание, и непосредственно посмотреть фотографии автоматических средств фиксации.

Срок уплаты штрафа установлен действующим законодательством в размере один месяц. В некоторых случаях предоставляется рассрочка на 90 дней.

Читайте также:  10 автомобилей со вторички по цене нового iphone

При выплате штрафа необходимо знать, что по истечении двух лет с момента его вынесения, наступает так называемый срок давности, который позволяет не платить за данное нарушение.

Однако при этом следует учитывать, что, по истечении 90 дней, материалы о совершенном правонарушении будут переданы в службу судебных приставов.

Верховный суд отменяет штрафы водителям, наказанным с помощью гаджетов — Российская газета

Напомним, что еще в июле прошлого года Пленум Верховного суда выпустил постановление о применении и толковании так называемой «автомобильной» 12-й главы Кодекса об административных правонарушениях.

В этом постановлении в том числе говорится о том, что под автоматическим режимом следует понимать работу технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека. Такое средство должно быть размещено в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве.

Оно должно быть сертифицировано в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке.

Если нарушение было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется. То есть в таком случае необходимо установить того, кто нарушил правила. Для чего оформить протокол и провести административное расследование.

Суд должен установить, относится ли комплекс к средствам автоматизированной фотовидеофиксации нарушений

После этого решения Верховного суда, соответствующие поправки были внесены в КоАП. Причем после него суды в массовом порядке стали отменять подобные дела.

Однако что-то пошло не так. И Верховному суду до сих пор приходится разбираться со штрафами, вынесенными в упрощенном порядке на собственников автомобилей благодаря активному, но не совсем правомерному использованию различных электронных помощников. Сразу несколько таких дел Верховный суд отправил на новое рассмотрение в районные суды.

Так, например, некто Хамидгалеев был привлечен за нарушение пункта 2.5 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств без осуществления оплаты.

Согласно постановлению должностного лица от 2 декабря 2017 года, административное правонарушение зафиксировано специальным техническим средством фотосъемки, — работающим в автоматическом режиме аппаратно-программным комплексом «ПаркНет». Поэтому Хамидгалеев привлечен к административной ответственности без составления протокола об административном правонарушении.

Однако Верховный суд указал, что в нарушение требований статьи 26.

1 КоАП судебными инстанциями не проверено, относится ли программно-аппаратный комплекс к специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствам фото- и киносъемки, видеозаписи, а также не установлено, функционировал ли указанный комплекс в автоматическом режиме (без участия человека (оператора). Постановление должностного лица также не содержит таких сведений. Поэтому ВС отменил все решения по этому делу и направил его на новое рассмотрение в районный суд.

Примечательно, что после принятого в июле прошлого года постановления Пленума Верховного cуда Госавтоинспекция перестала выносить в упрощенном порядке штрафы автовладельцам за нарушения, выявленные с помощью таких устройств.

Но местные администрации за нарушения в области благоустройства территорий продолжают использовать такие средства и выносить по ним наказания в автоматическом порядке. Как считают адвокаты, такая практика продолжится и далее. И отменять такие решения по-прежнему будет Верховный суд.

Так что собственникам автомобилей, чтобы обжаловать такие решения, придется идти от начала и до конца судебной цепочки.

Права водителя

Поговорим о правах, которые у вас есть при остановке машины инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать. Все эти права — из Конституции, закона о полиции, административного кодекса и регламента для сотрудников ГИБДД.

Распространите знания! Отправьте статью тем, кому она пригодится

Сохраните себе эти картинки, чтобы использовать их при встрече с инспектором. И делитесь с другими водителями: чем больше юридически грамотных автовладельцев, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.

Основание. Пункт 89 административного регламента.

Как это работает. Когда инспектор останавливает машину, он сам сразу же подходит к водителю. Водитель не обязан выходить из машины. Он может сидеть на месте и слушать, чего хочет инспектор. Сотрудник ГИБДД подходит к машине со стороны водителя (п. 48). И только если что-то мешает или есть опасность, он может подойти с другой стороны.

Инспектор может попросить водителя выйти из машины, если есть конкретные причины. Например, нужно провести досмотр, составить протокол или есть подозрения, что водитель пьян (п. 93). При проверке документов выходить необязательно: сам факт остановки не означает, что водитель должен сразу покинуть салон и встать рядом с инспектором или идти в патрульную машину.

Основание. Пункты 84, 89 и 91 административного регламента.

Как это работает. При остановке машины инспектор обязан объяснить, почему ее остановили, какие документы нужно показать. Не водитель спрашивает, а инспектор говорит сам и сразу. Причин для остановки машины достаточно. Это может быть проверка документов или какой-то рейд.

Иногда говорят, что инспекторы не могут проверять у водителя документы: якобы это не повод останавливать машину. Действительно, раньше документы могли проверять только на стационарных постах, но такое ограничение отменили. По новому регламенту это повод для остановки на дороге: инспектор имеет право попросить права, полис ОСАГО или пластик, даже если нарушений не было.

По регламенту инспектор может проверить документы еще и у пассажиров. Есть мнение, что такие проверки противоречат праву на личную неприкосновенность и свободу передвижения. Но таков регламент.

См. также:

  • ГИБДД запретили снимать номера

Основание. Статья 51 Конституции РФ, пункты 51, 132 административного регламента.

Как это работает. Даже если водитель что-то нарушил — превысил скорость, пересек сплошную, едет без полиса ОСАГО, — он может объяснить, почему так поступил.

Причина может повлиять на наказание, например стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа. Иногда это и вовсе исключает вину водителя.

В любом случае инспектор обязан выслушать объяснения и занести их в протокол.

Если водитель не хочет ничего объяснять, имеет право: по Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя или родственников. Даже если есть грубое нарушение, водителя поймали на попытке дать взятку, он угнал машину или подделал документы на груз, можно молчать. Поможет это или нет — другой вопрос, но такое право есть, и им можно пользоваться.

Основание. Статья 8 закона «О полиции».

Как это работает. В новом регламенте нет пункта о видеосъемке. Некоторые инспекторы этим пользуются: говорят, что снимать их действия запретили.

На самом деле можно вести видеозапись всех действий сотрудника ГИБДД или полицейского.

А потом использовать эту съемку как доказательство в суде — например что у водителя требовали взятку или досмотр провели без понятых и протокола.

Иногда запретить съемку все-таки могут. Но для этого нужен документ и основание — например проводится оперативное мероприятие или что-то связано с гостайной. Просто так инспектор ГИБДД не может запретить видеосъемку. У МВД на этот счет однозначное мнение.

См. также:

  • Что изменилось в регламенте ГИБДД

Основание. Пункты 45, 52 административного регламента, статья 5 закона «О полиции».

Как это работает. Когда инспектор подходит к водителю, он обязан представиться. Водитель имеет право попросить служебное удостоверение. Можно узнать номер дежурной части или подразделения и позвонить туда для проверки: точно ли этот сотрудник там служит, действительно ли он сейчас при исполнении и правда ли, что есть ориентировка на такую же машину.

Узнавать подразделение ДПС полезно еще и для жалоб. Сам по себе вопрос о месте службы может сделать инспектора вежливее и заставить его внимательнее относиться к правам водителя.

Основание. Пункты 134, 151, 168, 211 административного регламента.

Как это работает. Если инспектор заметил превышение скорости, провел осмотр автомобиля, установил алкогольное опьянение, задержал машину, забрал из нее какие-то вещи, то должны быть документы.

В зависимости от мероприятия это может быть акт, протокол или постановление. Например, при осмотре составляют акт, а при досмотре — протокол.

Если составить не тот документ, результаты можно признать недействительными.

В любом случае водитель имеет право изучить протокол и внести в него уточнения. Инспектор обязан показать ему, что там написано, и отдать на руки копию. Все это помогает оспаривать штрафы, доказывать чужую вину и получать компенсации.

См. также:

  • Что делать при эвакуации машины

Основание. Статьи 28.1.1, 28.2 КоАП РФ.

Как это работает. Когда инспектор составит протокол, он покажет его водителю. Не сразу отдаст копию, а сначала даст ознакомиться. Водителю предложат подписать протокол, но с этим не надо торопиться.

Во-первых, протокол можно вообще не подписывать. Но наличие такого права не дает преимуществ: в протоколе напишут, что водитель не стал подписывать, а от штрафа это не спасет.

Лучше использовать другое право — предоставить объяснения и замечания. Например, что инспектор что-то указал не так или водитель нарушил по такой-то причине.

Или что свидетелей на самом деле не было, а вместо осмотра инспектор провел досмотр. Это пригодится в суде.

Если в протоколе есть ошибки оформления, например не та дата или данные водителя, об этом можно не писать и потом использовать для полной отмены: неправильно заполненные документы вообще могут не принять в суде, тогда и штраф не назначат.

См. также:

  • Штрафы за нештатное оборудование
Читайте также:  Шкода рапид или лада веста: что лучше

Основание. Статьи 290, 291 УК РФ.

Как это работает. Инспектор ГИБДД не может требовать деньги, даже если водитель что-то нарушил. Водители не платят штрафы напрямую инспектору. Их нужно платить в бюджет через банк или с карты.

Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Скидку 50% можно получить и при оплате штрафа на госуслугах, а намеки инспектора могут привести к уголовной статье. За дачу даже небольшой взятки могут оштрафовать на сотни тысяч рублей или приговорить к лишению свободы.

Если у вас требуют деньги, откажитесь или напишите жалобу. Такое предложение может быть провокацией: за поимку взяткодателей сотрудникам светят новые звания и премии.

Если у вас работают водители, предупредите их о том, что для взяток в интересах компании штрафы еще больше. Водитель получит приговор, а работодатель запросто потеряет миллион.

См. также:

Основание. Пункты 146, 147, 203 административного регламента, статья 25.7 КоАП РФ.

Как это работает. Если инспектор хочет провести досмотр машины, у него должны быть основания. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.

При досмотре всем нужно выйти из машины, а инспектор имеет право трогать вещи. Но при этом обязательно нужны понятые или видеозапись. При осмотре их может не быть, но там и вещи трогать нельзя, и выходить из машины необязательно.

Если инспектор не позвал понятых, не ведет запись, но при этом проводит досмотр, можете ему не мешать, но потом запишите в протоколе, что понятых не было. Результаты досмотра будут недействительными — их не признают доказательствами.

Без понятых и протокола можно отказаться от досмотра. Пусть вызывают начальство из дежурной части: в конфликтных ситуациях так положено (п. 51). Но не забудьте, что если требования законные, то их нужно выполнять.

См. также:

  • За что могут задержать машину
  • Как проводят осмотр и досмотр машины

Основание. Пункт 221 административного регламента.

Как это работает. Бывает, что прямо на дороге инспектор нашел основания для лишения прав. Например, водитель пьян, ездит с чужими номерами или пересек двойную сплошную. Забрать права на месте не могут. Для этого нужно решение суда, которое вступило в силу.

На месте инспектор может только составить протокол. Потом его передают в суд. Даже если решение суда не в пользу водителя, его можно обжаловать. Пока постановление не вступило в силу, права забрать не могут и водитель имеет право ими пользоваться. Много лет назад права забирали сразу, но сейчас это условие не действует.

Если постановление о лишении прав вступило в силу, их нужно сдать как можно скорее. По закону на это есть три рабочих дня. Если не сдать их вовремя, срок лишения прервется, а за вождение машины грозит штраф.

См. также:

  • Что делать, если лишают прав

Основание. Пункт 234 административного регламента.

Как это работает. Если у инспектора есть подозрения, что водитель пьян, ему могут предложить пройти проверку на алкоголь, по-простому — подышать в трубочку. Но водитель может отказаться. Тогда он пройдет медицинское освидетельствование, то есть сдаст пробы в лаборатории.

Такое право может пригодиться, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах. Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки и не составил протокол.

Результаты проверки влияют на штрафы, лишение прав, отстранение от управления, выплаты по ОСАГО и потерю работы.

Медицинское освидетельствование обычно точнее проверки на алкотестере — пользуйтесь этим правом в спорных ситуациях на дороге.

См. также:

Основание. Статья 33, 53 закона «О полиции», пункт 316 административного регламента.

Как это работает. Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно жаловаться, результаты проверок и протоколы можно оспаривать, доказательства — признавать недействительными, штрафы — отменять, права — возвращать.

Если из-за нарушения прав водителю причинен ущерб, можно требовать компенсацию от МВД. Чаще всего это ни к чему не приводит, но есть случаи, когда водители добивались своего и получали выплаты из бюджета.

Даже если не доводить до компенсации ущерба, можно отменить постановление о штрафе или лишении прав. Мы уже рассказывали истории водителей, которые так делали.

См. также:

  • Как оспорить штраф ГИБДД
  • Что делать с двойным штрафом за нарушение ПДД

Глаз Саурона: лишенных прав водителей будут выявлять при помощи камер

Межправительственная рабочая группа НТИ «Автонет» разрабатывает сервис поиска водителей, управляющих автомобилем после лишения водительского удостоверения.

Искать «лишенцев» планируется с помощью камер видеофиксации нарушений ПДД, после эти данные передадут гаишникам для оперативного перехвата проштрафившегося гражданина.

Такой сервис нарушит конституционные права граждан и мало поможет борьбе с нарушителями, убеждены эксперты. Насколько законны подобные действия, разбирались «Известия».

«Симка» настучит

Межправительственная рабочая группа НТИ «Автонет» (курируется НП «ГЛОНАСС» и Минпромторгом России) в рамках проекта «Автодата» (будет собирать данные о передвижении россиян на автомобилях) готовит сервис по выявлению автомобилей, владельцы которых лишены водительского удостоверения.

https://www.youtube.com/watch?v=7uwiUdnUEUg\u0026t=34s

Технически всё будет решаться так: для начала наемные операторы «Автодаты» проанализируют базу ФИС ГИБДД по административным делам, чтобы найти регистрационные номера транспортных средств, у владельцев которых изъяты удостоверения.

Поскольку проект «Автодата» опирается на телематику подключенных автомобилей (машины с SIM-картами, через которые передается и принимается информация), то точное позиционирование будет осуществляться после того, как интеллектуальные транспортные системы дороги и операторы телематических систем засекут автомобиль нарушителя.

Правда, в «Автонете» отмечают, что сейчас инфраструктура российских дорог далека от желаемого инновационного развития, поэтому первоначально ставка будет всё же на камеры видеофиксации ГИБДД, ЦОДД и сторонних коммерческих организаций, которые региональные власти нанимают для видефотофиксации в рамках государственного частного партнерства. Минимальная задача — локализовать область постоянного перемещения нарушителя без прав. Потом эти данные передадут в ГИБДД, для перехвата правонарушителя отрядом ДПС.

Полосатых палок не хватает

В НТИ «Автонет» «Известиям» сообщили, что проблема поиска лишенных прав водителей сейчас весьма актуальна, поскольку у ГИБДД сейчас не получается выявлять всех подобных нарушителей.

— Человека лишили водительского удостоверения, но он все еще остается за рулем. Он понимает, что его, скорее всего, не смогут поймать, пока он двигается в трафике с другими водителями, не нарушая правила дорожного движения.

Для поиска таких правонарушителей и нужен этот сервис, — сообщил «Известиям» руководитель пресс-службы НТИ «Автонет» Ярослав Федосеев. — Доступ к камерам (ИТС ГИБДД, ЦОДД и прочим.

— «Известия») видеофиксации будет законодательно закреплен в рамках нормативно-правовой поддержки «Автодаты».

Проект планируется реализовать в течение трех лет, как и в целом саму базу «Автодата». Сколько потребуется денег для разработки сервиса по выявлению лишенных прав водителей, в «Автонете» не уточнили. В общей сложности на платформу «Автодата» предполагается потратить из казны 3 млрд рублей. Ожидается, что проект будет реализован как государственно-частное партнерство.

В «Автонете» не пояснили, будут ли данные о передвижении в «водителей-лишенцев» предоставляться правоохранительными органам безвозмездно или за плату. Впрочем, в рабочей группе признают, что подобный сервис бессилен в отношении «водителей-лишенцев», пересевших за руль автомобилей, не оформленных на них в МРЭО ГИБДД.

Остановите Мару

Сейчас в России за езду без водительского удостоверения предусмотрены довольно серьезные наказания. Так, человека, никогда не имевшего удостоверения, ждет штраф в 5–15 тыс. рублей.

Человека, лишенного водительского удостоверения по решению суда, ожидает штраф в 30 тыс. рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от 100 до 200 часов.

Если же человек сознательно или по незнанию доверит свою машину «лишенцу», то его также оштрафуют на 30 тыс. рублей.

Ранее правозащитники из общества «Коллективная защита» предложили увеличить этот штраф до 50 тыс. рублей, а также обязать ГИБДД конфисковывать автомобили у водителей «лишенцев».

Собственно, эта инициатива появилась на волне скандальной погони отряда ДПС за Mercedes-Benz Gelandewagen сына вице-президента «Лукойла» Руслана Шамсуарова в мае 2016 года.

Замешанная в этом инциденте жительница Москвы Мара Багдасарян неоднократно садилась за руль после изъятия у нее водительского удостоверения. Тогда решить проблему не могли ни правоохранители, ни назначаемые судом обязательные работы.

Впрочем, проект «Автонета» по слежению за частными автомобилями, пусть и с благой на первый взгляд целью, противоречит ряду нормативных документов, предостерегает вице-президент «Движения автомобилистов России» адвокат Леонид Ольшанский.

— Слежка за автомобилем гражданина — это в первую очередь нарушение федерального закона «О персональных данных».

Более того, в том или ином виде получая эту информацию, «Автодата» подпадает под действие 137-й статьи Уголовного кодекса о «Нарушении неприкосновенности частной жизни» (предполагает различные штрафы и лишение свободы на срок до пяти лет.

— «Известия»), — объясняет адвокат. — Такую информацию можно получать исключительно по запросу следователя в рамках возбужденного уголовного дела или по запросу суда.

Читайте также:  Какие штрафы грозят за использование автомобильных шторок и сеток

Машина и данные о машине — важнейшие категории гражданского права, они относятся к частной собственности, а водитель и его действия — к категории административного права, и смешивать эти разные понятия нельзя, поскольку возникает противоречие с Конституцией России, напоминает Ольшанский.

— По мнению лучших юристов России, преподавателей ведущих вузов страны, у нас уже сейчас действуют неконституционные нормы, когда на основании камеры видеофотофиксации наказывается не водитель, а собственник машины, — заключил вице-президент «Движения автомобилистов России».

Общемировой тренд

Вопрос доступа государства к базам данных (сейчас находятся у автопроизводителей) подключенных автомобилей широко обсуждается в развитых государствах.

В частности, в начале года этой теме была посвящена одна из дискуссий на заседании Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) по безопасности дорожного движения. Россию на этом мероприятии представлял замминистра Минпромторга Александр Морозов.

По его словам, совместное использование этих данных, при условии нераскрытия частных деталей информации, позволило бы развивать экономику государств.

— Обезличенными данными подключенных автомобилей могли бы пользоваться все — маркетологи, специалисты по дорожному строительству и безопасности.

Сегодня в мире фрагментированность этой информации — большая проблема, и у России есть уникальная возможность преодолеть эту разобщенность и попытаться впервые сделать единый объем обезличенной информации.

Наши иностранные коллеги в этом вопросе, что называется, уперлись в стену и приплыли. Второй вопрос, который обсуждался, юристы не могут договориться, какая информация является частной.

Мы должны будем в ближайшее время в рамках рабочей группы WP29 при ЕЭК ООН договориться и сформулировать, чтобы, скажем, BMW и «АвтоВАЗ» в каком-то году начали единым образом кодировать эту информацию и ей можно было обмениваться, — сообщил ранее на пресс-конференции, посвященной запуску проекта «Автодата», Морозов.

Без протокола: Путин поручил узаконить фиксацию нарушений ПДД с помощью приложений — Газета.Ru

До 1 июня 2022 года необходимо принять поправки, позволяющие назначать административные наказания за отдельные нарушения ПДД без протокола об административном правонарушении. Делать это можно будет на основании полученных через специальные мобильные приложения материалов фото- и (или) видеосъемки.

Соответствующее поручение кабмину дал президент РФ Владимир Путин. Подробнее — в материале «Газеты.Ru».

Президент России Владимир Путин поручил правительству внедрить возможность штрафовать за нарушения правил дорожного движения на основе фото и видео, получаемых через специальное мобильное приложение.

Соответствующий пункт содержится в перечне поручений, опубликованном 15 ноября на сайте Кремля.

  • «Завершить работу по внесению в законодательство РФ изменений, касающихся установления возможности вынесения постановлений о назначении административных наказаний за отдельные нарушения правил дорожного движения без составления протокола об административном правонарушении
  • на основании полученных с применением специальных мобильных приложений в некорректируемом виде материалов фото- и (или) видеосъемки», — отмечается в тексте.
  • Кроме того, кабмину предстоит проработать передачу регионам отдельных полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения.
  • Срок исполнения этих поручений — до 1 июня 2022 года.

«Народный инспектор»

В ГИБДД ранее сообщали о возможности применения системы «Народный инспектор» на федеральном уровне. Ожидается, что благодаря ей любой человек сможет зафиксировать нарушение ПДД с помощью своего смартфона и передать записанное видео в Госавтоинспекцию.

Предполагается, что для этого необходимо будет зарегистрироваться на портале госуслуг, скачать приложение, а также указать время и координаты съемки. Планируется, что привлекать к ответственности с помощью «Народного инспектора» будут только владельцев автомобилей, которые систематически нарушают ПДД, пишет ТАСС.

Интересно, что в некоторых регионах уже действуют такие приложения. В частности, в ноябре 2014 года систему «Народный инспектор» запустили в Татарстане. К июню 2020-го с помощью нее было подано свыше 326 тыс. заявок (рассмотрено более 228 тыс.). Чаще всего граждане жаловались на парковку на тротуаре или на «зеленой» зоне, а также на то, что водитель не пропустил пешехода.

«Помощник Москвы»

В столице с 2015 года работает приложение «Помощник Москвы». В нем зарегистрированы 757,8 тыс. человек, указывает РБК. За каждое нарушение, которое фиксирует пользователь, ему начисляют баллы, которые можно потратить в магазине, на оплату проезда, парковки и т.п.

Комментируя поручение президента, автоэксперты напоминают как раз о московском опыте. По их словам, после запуска этой системы в суды массово направлялись дела о правонарушениях на дорогах, зафиксированных с помощью приложения.

Однако в подавляющем большинстве случаев судьи считают соответствующие доказательства недостаточными для признания нарушителей виновными.

Российские водители все чаще жалуются на несправедливые штрафы с камер видеонаблюдения

Чаще всего подобные штрафы приходят за непристегнутый ремень безопасности и использование смартфона за рулем.

© Видео:
ТРК «Звезда»
©
ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Все чаще водителям стали приходить штрафы за разговоры по телефону и непристегнутый ремень. Но, как показывает практика, современные системы далеко не совершенны и тоже ошибаются. Вот только доказать это автолюбителям весьма непросто.

За десять лет за рулем это движение Андрей Брио довел до автоматизма: пристегивает ремнем безопасности и себя, и жену, и ребенка. Но штраф за нарушение ему все же пришел. На фотографии с камеры фиксации едва ли можно разглядеть части того самого ремня.

«Я был одет так же, как и сейчас, — на мне черный ремень. Все слилось в цвете. У инспектора 1,5 тысячи фотографий в сутки — если он и смотрел, то буквально одним глазом», — рассказал автолюбитель.

Штраф 1 000 рублей, выписанный системой ГИБДД, Андрей оспаривать не стал — слишком долго, и, как показывает практика, не факт, что постановление получится отменить. В этом уже убедился еще один водитель, — Алексндр Павлов.

В обжаловании в первой инстанции ему отказали. Сейчас он судится и продолжает водить машину, только теперь каждый раз проверяет, не попал ли ремень безопасности под воротник куртки.

Как на той фотографии, которую ему прислали в качестве доказательства.

В феврале число жалоб в соцсетях на ошибочные штрафы за слившиеся с одеждой ремни безопасности резко возросло. В основном в Москве. Проблема в том, что фотографии с камер, которые фиксируют нарушения, получаются нечеткие. Но в столичном Центре организации дорожного движения считают, что качество съемки комплексов фото- и видеофиксации соответствует нормам.

И в спорных моментах специалисты организации дорожного движения обещают встать на сторону водителя. Но чтобы избежать долгих разбирательств, многие из них уже приспособились: покупают светоотражающие накладки на ремни либо вообще меняют их на цветные. Производители говорят, что так камера точно распознает пристегнутого человека. 

А за использование мобильного телефона за рулем избежать штрафа в Москве теперь вряд ли удастся. В столице стало в 45 раз больше камер, фиксирующих это нарушение. Один звонок может обойтись в полторы тысячи рублей. Но и здесь проблема — система распознает не только разговоры по мобильному, но и любой предмет, похожий на смартфон в руке.

На то, чтобы компьютер понял, что человек не просто держит телефон в руке, а еще и отвлекается на него, могут уйти месяцы. Столько времени необходимо, чтобы научить этому нейросеть, которая автоматически выпишет штраф уже сейчас. Разработчику систем фотофиксации Сергею Ласкину снимки с нарушениями тоже приходили, причем со своих же камер.

Пока российские камеры фотофиксации работают, как говорят производители, в щадящем режиме — в ряде других стран алгоритмы намного жестче.

Например, в Италии обе руки должны быть на руле и, конечно, без телефона. В противном случае камера зафиксирует нарушение.

В нашей стране последнее слово — штрафовать или нет — остается за оператором Центра фиксации нарушений, который уже после компьютера проверяет фотографию.

Но и тут шанс ошибки очень велик — хотя бы потому, что снимков приходит очень много. Только за три последних месяца 2021 года от водителей поступило более 26 тысяч жалоб на постановления, которые им вынесли автоматически.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *