Средняя стоимость полиса ОСАГО упала у половины российских страховых компаний. Информацией поделились в Российском союзе автостраховщиков. Там отмечают, что цена на полисы снизилась на несколько процентов. Что будет с расценками на ОСАГО в ближайшем будущем? Об этом — Андрей Загорский.
Максимальное сокращение цены полиса ОСАГО произошло у компании «РЕСО Гарантия» — на 3,6%. А средняя по стране цена годовой обязательной страховки за период с января по июнь составила 5398 рублей. Снижение показателя произошло в 46 регионах.
В Российском союзе автостраховщиков тот факт, что половина игроков сектора хотя и несущественно, но все же сократила расценки, связали с усилением конкурентной борьбы в период пандемии и накануне перехода к новому расчету тарифов.
24 августа вступят в силу поправки к закону об ОСАГО, которые позволят компаниям производить индивидуальный расчет тарифов. Одновременно заработает и указание Центробанка о пересмотре коэффициентов, в том числе возраст-стаж.
Все это должно привести к тому, что дисциплинированным водителям с большим опытом, не нарушающим ПДД, оформление полиса ОСАГО будет обходиться дешевле.
Однако в целом дальнейшего заметного снижения расценок ожидать вряд ли стоит, пояснил директор по методологии страхования РСА Евгений Васильев: «Сейчас происходит своего рода усреднение — страховщик не имеет возможность, условно, двум водителям дать 110 руб. премию и 90, и он вынужден давать 100 и 100.
А расширение тарифного коридора должно как раз привести к чему? Что более опасные, которые нарушают правила дорожного движения, более часто попадают в ДТП, опасно водят, для них премия должна будет вырасти.
И вот как только она для них вырастет, для другой части водителей, которые водят максимально аккуратно, редко попадают в ДТП, премия должна будет уменьшиться. Мы ожидаем именно такого эффекта».
Как система будет работать на практике, еще предстоит увидеть.
Однако все же не исключено, что страховщики будут использовать более широкий диапазон тарифов для того, чтобы, предоставляя клиентам скидки, попытаться увеличить свою долю рынка.
При этом не факт, что послабления будут предоставляться только дисциплинированным автовладельцам. А потому тренд на снижение фактических расценок на ОСАГО все же возможен.
Так считает руководитель Общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь: «Включение рыночных механизмов, в том числе каких-то конкурентных рычагов, приводит к снижению стоимости услуги и повышению качества.
Я полагаю, что все-таки расширение тарифного коридора должно привести к тому, что страховые компании, борясь за клиента, будут предлагать ему максимально выгодные условия, в том числе и снижение тарифов.
Если, действительно, эти механизмы начнут работать, то, вполне возможно, что потребители страховых услуг могут ожидать существенного снижения, которое уже реально почувствуют на себе страхователи».
Не исключено, что после вступления в силу поправок к закону об ОСАГО и новых указаний регулятора сравнительно небольшие страховые компании попытаются демпинговать. Однако лидеры отрасли вряд ли позволят им заметно нарастить клиентскую базу. Такую точку зрения высказал юрист в сфере автострахования Илья Афанасьев:
В первую очередь от этого выиграют клиенты, но не тех страховых компаний, которые входят в топ-10 и в топ-20, потому что основной рынок ОСАГО распределяется между ними, а выиграют, прежде всего, небольшие страховые компании, поскольку они с целью привлечения клиента, будут в этом коридоре ронять планку как можно ниже.
Потому что топы компаний руководствуются тем, что они олицетворяют стабильность, они не обанкротятся, и люди за страховкой ОСАГО к ним в любом случае придут».
Согласно данным РСА, за период с января по июнь в тройку лидеров по сборам в сфере обязательного автострахования вошли «РЕСО Гарантия», «Альфастрахование» и «Росгосстрах». Вместе три компании контролируют более 51% всего рынка ОСАГО.
Согласно данным страховщиков, порядка 10% электронных полисов ОСАГО в России — подделка.
Осаго подешевело у половины страховщиков
Максим Стулов / Ведомости
Средняя стоимость полиса ОСАГО в России практически не изменилась в первом полугодии 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 5398 руб., говорится в сообщении Российского союза автостраховщиков (РСА). При этом у половины компаний средняя премия снизилась, наибольшее снижение – 3,6% – зафиксировано у «РЕСО-гарантии».
Президент РСА Игорь Юргенс объяснил снижение стоимости полисов ростом конкуренции на рынке в преддверии вступления в силу 24 августа поправок к закону об ОСАГО, индивидуализирующих тариф.
«В результате у половины страховщиков средняя премия стала ниже, чем годом ранее, причем иногда весьма ощутимо. Идет борьба за потребителя», – прокомментировал Юргенс.
Как отмечается в сообщении РСА, за период с 1 января по 10 июня 2020 г. средняя цена полиса ОСАГО снизилась в 46 субъектах РФ из 85. В этих 46 регионах проживает 53% всех автовладельцев.
Общие сборы по ОСАГО снизились в первом полугодии 2020 г. до 103,26 млрд руб. со 103,95 млрд годом ранее. В РСА объяснили снижение ограничениями из-за распространения коронавируса.
«Также из-за карантинных ограничений, вызвавших уменьшение интенсивности дорожного движения и количества ДТП, снизилось и количество заявленных и урегулированных страховых случаев.
Количество заявленных убытков снизилось на 18,5%, с 1,14 млн до 0,93 млн шт., количество урегулированных – на 10,9%, с 1,11 млн до 0,99 млн шт.
По этой же причине на 6,2% уменьшилась общая сумма выплат – с 74,2 млрд до 69,58 млрд руб.», – говорится в сообщении.
Количество заключенных договоров за первое полугодие 2020 г. также снизилось по сравнению с аналогичным периодом – на 1,3%, с 19,38 млн до 19,13 млн шт.
Спад в период самоизоляции (апрель – май) был отчасти компенсирован июньским ростом, когда количество договоров превысило прошлогодний показатель на 4,3%.
В РСА отмечают, что реализация отложенного спроса на ОСАГО во втором полугодии должна привести к выравниваю динамики количества заключенных договоров по итогам года.
В первом полугодии в тройке лидеров рынка произошли изменения. По итогам первого полугодия 2019 г. лидером по объему премий и по числу договоров было «Альфастрахование» (15,009 млрд руб. и 2,658 млн шт.), «РЕСО-гарантия» занимала вторую позицию по начисленным премиям (14,954 млрд руб.) и третью – по числу договоров (2,314 млн шт.).
«Ингосстрах» занимал вторую позицию по числу договоров (2,453 млн шт.) и третью – по сборам (14,267 млрд руб.). По итогам первых шести месяцев 2020 г. в тройку лидеров по сборам вошли «РЕСО-гарантия» (16,388 млрд руб.), «Альфастрахование» (14,588 млрд руб.), «Росгосстрах» (12,204 млрд руб.). При этом по количеству договоров «Росгосстрах» сейчас находится на втором месте.
Вместе три ведущих игрока контролируют более 51% всего рынка ОСАГО.
В россии изменился расчет стоимости осаго
Речь идет о коэффициентах, которые зависят от количества аварий у конкретного водителя. Для аккуратных водителей полис станет дешевле, для лихачей — сильно подорожает
Сергей Бобылев/ТАСС
С 1 апреля вступили в силу поправки Банка России, которые возвращают классы водителей при расчете стоимости ОСАГО и меняют коэффициенты безаварийной езды (КБМ). Такие коэффициенты называются «бонус-малус» (с латыни переводится как «хороший-плохой»). Идея тут простая: чем меньше водитель попадает в аварии, тем меньше платит. Причем если вы в аварии не виноваты, на КБМ это никак не повлияет.
На практике это означает следующее. Допустим, вам нужно заплатить за полис ОСАГО 10 тысяч рублей. Если вы долгое время ездили безаварийно, это самая высокая скидка — 0,46 — и заплатите вы всего 4600. Но если по вашей вине часто случаются ДТП — четыре аварии и более за год, — это гарантирует попадание в класс «М», заплатить придется почти 40 тысяч.
Дифференциация должна быть еще сильнее, поскольку аккуратные водители продолжают переплачивать, считает член совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский.
Глеб Виленский член совета директоров группы содействия «Дельта»
В таблице коэффициентов бонус-малус всего 15 классов. Самый тяжелый для кошелька называется «М», в нем как раз и платят коэффициент 3,92, а, к примеру, в классе «восемь» уже есть скидка — коэффициент 0,83. Переход между классами происходит, когда вы покупаете новый полис. Если по итогу года обошлось без аварий — ваш класс повысится, если аварии были — снизится.
К примеру, если вы находились в классе «восемь» и имели КБМ 0,83, то всего одна авария опустит вас в класс, где уже идет переплата — КБМ 1,76. А чтобы вернуться обратно — из «четвертого» в «восьмой», потребуется пять лет безаварийной езды.
В России вообще не так уж много неаккуратных водителей. По данным Российского союза автостраховщиков, скидку на ОСАГО в 2021 году получили более 94%.
Кроме изменения КБМ в ближайшее время может повыситься цена на полисы ОСАГО. Связано это со стоимостью автозапчастей, говорит автоэксперт Игорь Моржаретто.
Игорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат»
Появление неоригинальных запчастей эксперты связывают с изменением политики государства по вопросам параллельного импорта. Если раньше с ним активно боролись, то сейчас, когда часть производителей оригинальных запчастей ушла с рынка, ситуация изменилась.
В ожидании повышения цены на ОСАГО водители постарались купить полисы заранее. По данным «Сравни.ру», в марте продажи полисов выросли на 119% по сравнению с мартом прошлого года. Хотя, конечно, страховку на десять лет вперед купить не получится, так что аккуратное вождение все еще остается лучшим способом экономии.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
С 1 апреля изменится кбм в осаго. для кого подорожают страховки и почему выгодно продлить полис сейчас?
С 1 апреля начнут действовать новые коэффициенты «бонус-малус» (КБМ). Максимальная скидка по ОСАГО для автовладельцев, которые не были виновниками ДТП, вырастет, а для аварийных водителей полисы, напротив, станут дороже. Впрочем, не только им придется платить больше. Спросили у экспертов, кому еще и почему.
Как работает КБМ
КБМ, или, говоря простым языком, скидка за безаварийное вождение, — один из коэффициентов, которые применяют страховые компании для расчета стоимости ОСАГО. На него, как и на другие коэффициенты (территориальный, стаж и возраст автовладельца, количество допущенных к управлению водителей, мощность авто), умножается базовая ставка полиса.
«КБМ не зависит от региона или стажа вождения, а также пола и возраста водителя или параметров авто, — объясняет руководитель проектного офиса страховой вертикали Банки.ру Александр Макаров.
— Он зависит только от количества страховых случаев конкретного автомобилиста, которые были урегулированы страховой компанией в предыдущем году. Причем в ОСАГО под понятие «страховой случай» попадает не любое ДТП со страхователем, а только то, где он был признан виновником.
То есть если в прошлом году виновником ДТП были не вы, то этот случай не повлияет на ваш КБМ».
Обновляется КБМ один раз в год 1 апреля для всех автомобилистов, и в течение года он не пересматривается, даже если вы покупаете новый полис на другой автомобиль. Кроме того, ваш КБМ одинаков для всех видов транспорта, которыми вы управляете.
За каждый год безаварийной езды положена скидка в размере 5%, а максимально возможная экономия до последнего времени была 50% (при КБМ 0,5), которую водитель мог получить на десятый год безаварийной езды. Теперь она увеличится.
Как изменится КБМ
С 1 апреля 2022 года базовый коэффициент, который присваивается начинающим водителям, увеличивается с 1 до 1,17. Верхние и нижние границы «коридора» КБМ расширяются. Минимальный коэффициент станет меньше на 4 процентных пункта, снизившись с прежних 0,5 до 0,46. То есть скидка за езду без аварий будет уже 54% вместо прежних 50%.
При прочих равных условиях средняя цена полиса ОСАГО для безаварийного водителя, по оценке Российского союза автостраховщиков, станет меньше на 8% по сравнению с той, которая была ранее.
Но в рамках коридора каждый страховщик имеет возможность управлять тарифами, поэтому цена может различаться в разных компаниях для одного и того же водителя.
Максимальный коэффициент, который применяется к автовладельцам, наиболее часто становящимся виновниками ДТП, напротив, увеличивается с прежних 2,45 до 3,92. И полис может подорожать до 60%.
Таблица расчета КБМ, приведенная в указании ЦБ от 08.12.2021 № 6007-У
Источник: Банк России
№ п/п | Класс КБМ на период КБМ | Коэффициент КБМ на период КБМ | Класс КБМ | ||||
0страховых возмещений за период КБМ | 1страховое возмещение за период КБМ | 2страховых возмещения за период КБМ | 3страховых возмещения за период КБМ | Более 3 страховых возмещений за период КБМ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | М | 3,92 | 0 | М | М | М | М |
2 | 0 | 2,94 | 1 | М | М | М | М |
3 | 1 | 2,25 | 2 | М | М | М | М |
4 | 2 | 1,76 | 3 | 1 | М | М | М |
5 | 3 | 1,17 | 4 | 1 | М | М | М |
6 | 4 | 1 | 5 | 2 | 1 | М | М |
7 | 5 | 0,91 | 6 | 3 | 1 | М | М |
8 | 6 | 0,83 | 7 | 4 | 2 | М | М |
9 | 7 | 0,78 | 8 | 4 | 2 | М | М |
10 | 8 | 0,74 | 9 | 5 | 2 | М | М |
11 | 9 | 0,68 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
12 | 10 | 0,63 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 11 | 0,57 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
14 | 12 | 0,52 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
15 | 13 | 0,46 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Пять столбцов таблицы справа показывают взаимосвязь между количеством страховых возмещений и коэффициентом КБМ водителя на следующий год. Рассчитать самостоятельно свой новый КБМ несложно, главное — знать, каким он был с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года:
— если по вине водителя не случилось в 2021 году ни одного ДТП, то после 1 апреля 2022 года КБМ перемещается на одну строку вниз, то есть улучшается;
— если ДТП были, то перемещается на несколько строк вверх, то есть его КБМ ухудшается. И растет КБМ более резко, чем снижается.
Например, у водителя до конца марта был минимальный КБМ (0,46), и он за прошлый год стал виновником лишь одного ДТП — значит, его КБМ станет после 1 апреля равняться 0,78.
А вот вернуться обратно к минимальному значению ему можно будет лишь через шесть лет безаварийной езды. Если ДТП по вине водителя было больше чем одно, то КБМ растет еще сильнее.
«Допустим, с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года ваш КБМ был 1,4 (или 1,76 в соответствии с новой градацией). В предыдущем году вы стали виновником двух ДТП, и страховщик дважды выплачивал возмещение по полису ОСАГО.
Это значит, что после 1 апреля 2022 года ваш КБМ станет максимальным — 3,92, — приводит пример Александр Макаров. — Еще один пример: предположим, что водитель имеет минимальный КБМ — 0,46. Если у него не будет ДТП в наступающем году, то КБМ так и останется на этом уровне.
Если же произойдет одно ДТП по его вине, то он подрастет до 0,78, если два — до 1,17, если три — до 2,25, а если четыре и более, то КБМ станет максимальным — 3,92.
То есть при одном ДТП по вине водителя стоимость ОСАГО вырастет на почти на 70%, при двух — на 154%, при трех — на 390%, а если ДТП будет больше трех, то стоимость ОСАГО вырастет в 8,5 раза».
В этом году, когда мы переходим со «старых» КБМ на «новые», будет действовать методика пересчета, закрепленная в указании ЦБ. В этом случае, даже если у водителя не было страховых возмещений по ОСАГО, но при этом его КБМ был в прошлом году максимальным (2,45), то с 1 апреля 2022 года он станет еще выше — 2,94, потому что теперь это значение соответствует нулевому классу КБМ.
- Итак, стоимость ОСАГО с 1 апреля 2022 года изменится:
- — для водителей, имеющих класс М, ставших виновниками как минимум двух ДТП — полис вырастет в цене на 60%;
- — для начинающих водителей увеличится на 20%;
- — для опытных водителей, которые за рулем без аварий десять лет или более, страховка подешевеет больше всего — на 8%.
Получается, что средняя стоимость страховых полисов с 1 апреля станет выше. Но возможность получения скидки на покупку ОСАГО уже в следующем году призвана стимулировать ездить без аварий.
Почему лучше продлить полис до 1 апреля
Директор страховой вертикали Банки.ру Елена Перфильева считает, что продлить полис заранее имеет смысл тем автомобилистам, у которых срок действия ОСАГО заканчивается в апреле и КБМ высокий. Например, действующий до 1 апреля 2022 года коэффициент 2,45, в этом случае даже при безаварийном вождении после 1 апреля значение КБМ вырастет до 2,94.
То есть страховка подорожает на 20% (2,94/2,45 * 100 = 1,2). Еще один пример: в прошлом году вы не попадали в ДТП по своей вине, но ваш КБМ был 1,55. Первоапрельское изменение коэффициентов повысит его с 1,55 до 1,76, а вместе с ним ОСАГО подорожает примерно на 13,5%.
Плюс с учетом повышения базовых тарифов может получится, что даже для безаварийных водителей стоимость полисов вырастет.
«Поскольку с 1 апреля коэффициенты КБМ для части автомобилистов вырастут, имеет смысл приобрести страховой полис заранее, то есть до 1 апреля 2022 года, — говорит она. — На Банки.
ру работает единственный на рынке сервис, который позволяет физлицам использовать метод быстрой пролонгации.
После заполнения анкеты на этапе выдачи цены первыми мы показываем предложения по пролонгации полиса в прошлой компании, которые, как правило, дешевле для клиента, а потом все остальные».
Кроме изменений КБМ стоимость ОСАГО в ближайшие месяцы может начать расти из-за подорожания автозапчастей и увеличения стоимости ремонта, о чем рассказывал Банки.ру.
Если КБМ неправильный или обнулился
Если ваш КБМ оказался некорректным или вообще обнулился (а такое случается), хотя ранее у вас была скидка и по вашей вине не случалось ДТП, нужно обратиться к своему страховщику — только он может исправить в АИС ОСАГО неверные сведения.
В РСА советуют написать в страховую компанию заявление о внесении изменений, приложить к нему информацию о замене водительского удостоверения или изменении других сведений, которые сообщали при заключении договора ОСАГО.
Получив заявление, страховщик обязан проверить значение вашего коэффициента КБМ в АИС ОСАГО и, если полученный КБМ не совпадает с примененным страховщиком, пересчитать стоимость полиса исходя из нового значения коэффициента. От этого цена страховки изменится.
Если возникнет переплата, то страховая компания должна ее вернуть вам по заявлению.
- Если страховщик ваше заявление проигнорировал, можно пожаловаться на него в Банк России через интернет-приемную официального сайта, приложив документы:
- — сведения о действующем договоре ОСАГО (серия, номер) либо его копию;
- — номера водительских удостоверений (старого и нового) либо их копии;
- — документы, подтверждающие факт уведомления страховщика об изменении сведений (ответ страховой компании при наличии), копию вашего экземпляра заявления с отметкой страховой компании о принятии заявления или чеки, квитанции, уведомления оператора почтовой связи).
- Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru
Стоимость полиса ОСАГО снизилась на 5 процентов — Российская газета
Как сообщил президент РСА Игорь Юргенс, снижение средней стоимости полисов ОСАГО отмечается в 74 регионах, где проживают более 95 процентов всех автовладельцев. Для автомобилей физлиц средняя премия снизилась за год на 3,35 процента.
Более чем на 10 процентов подешевели полисы в пяти регионах, где проживают 3,4 процента всех автовладельцев. В Магаданской области — тот самый регион-рекордсмен — средняя стоимость полисов упала на 42,1 процента. В денежном выражении полисы подешевели на 1582 рубля.
В Еврейской автономной области снижение произошло на 13,4 процента, или 394 рубля. В Республике Коми средняя стоимость полисов снизилась на 12,4 процента, или 669 рублей. В Пермском крае полисы потеряли в цене 11,8 процента, или 689 рублей.
В Белгородской области снижение составило 10,5 процента, минус 451 рубль.
Более чем на 5 процентов снизилась средняя премия в 30 регионах России, в которых проживают в общей сложности 48,6 процента автовладельцев. Среди них Москва, в которой проживают около 14 процентов всех автовладельцев.
Здесь средняя стоимость полиса снизилась на 8,4 процента, или 776 рублей. В Санкт-Петербурге, в котором проживают 4,6 процента всех автовладельцев, снижение составило 5,5 процента, или 448 рублей.
В Республике Татарстан, в которой 3,3 процента всех автовладельцев, средняя стоимость снизилась на 7,8 процента, или 501 рубль.
В Магаданской области средняя стоимость полисов упала на 42,1 процента, или на 1582 рубля
Еще в 39 регионах, в которых проживают 43,3 процента всех автовладельцев, средняя стоимость полисов снизилась на 5 процентов. Самый крупный из них — Московская область. Здесь проживают 5,5 процента всех автовладельцев. Снижение составило 4,9 процента, или 360 рублей.
В Краснодарском крае, в котором 4 процента всех автовладельцев, средняя стоимость за год снизилась на 1,1 процента, или 65 рублей. Небольшое снижение было отмечено несмотря на то, что этот регион находится в так называемой «красной» — наиболее убыточной для страховщиков — зоне рейтинга регионов.
Так, по итогам I полугодия 2019 года он занял в рейтинге 19-ю строчку из 20 регионов «красной» зоны.
Еще в трех регионах из этих 39 одинаковое количество проживающих в них автовладельцев — 2,6 процента. Это Самарская область, где средняя стоимость снизилась на 4,7 процента, или 261 рубль, Республика Башкортостан — снижение на 4,2 процента, или 226 рублей, и Ростовская область — снижение на 3,9 процента, или 196 рублей.
— Мы видим, что по итогам 2019 года показатели начала реформы по индивидуализации тарифов совпали с предсказанными — большинство автовладельцев стали платить за полис ОСАГО меньше, — отметил Игорь Юргенс.
— Однако с 1 декабря стоимость средней «корзины» запчастей по актуализированным справочникам выросла почти на 10 процентов.
Чтобы безаварийные водители и дальше платили за ОСАГО меньше, необходимо продолжить реформу.
Напомним, что поправки в закон об ОСАГО внесены в Госдуму. Они предполагают расширение тарифного коридора на 30 процентов вверх и вниз, а также введение новых коэффициентов.
Осаго станет дешевле для водителей, не попадавших в аварии более 10 лет
Артем Мазанов
будет оформлять ОСАГО
С 1 апреля вступили в силу пункты указания Центробанка, которые возвращают классы водителей при расчете стоимости ОСАГО и меняют коэффициенты, зависящие от безаварийной езды.
В России запрещено ездить на автомобиле без ОСАГО. Страховку можно оформлять как на год, так и на меньший срок — если, например, вы пользуетесь автомобилем только в конкретный сезон. Стоимость полиса складывается из базового тарифа, умноженного на разные коэффициенты: территориальный, возраста, стажа и так далее.
Посмотреть, из чего складывается стоимость вашего полиса, можно в самом документе.
Подпишитесь, чтобы следить за разборами новых законов и анализом финансовой ситуации Подписаться
До 1 апреля 2019 года каждому водителю присваивался класс вождения. Начинающие водители получали класс 3. Он соответствовал базовому КБМ — 1. При безаварийной езде класс повышался на единицу в год, а КБМ понижался на 5%.
Максимально можно было получить 13-й класс — такой у самых аккуратных водителей. Еще был класс, который обозначался буквой, — М. Его присваивали тем, кто очень часто становился виновником ДТП. Такие водители оформляли полис по наибольшей стоимости.
После апреля 2019 года от классов водителей отказались. В таблице расчета КБМ остались только коэффициенты, но принцип их применения не изменился.
С 1 апреля 2022 года классы водителей вернули. Они будут соответствовать текущему КБМ. Проверить его можно на сайте Российского союза автостраховщиков.
С 1 апреля также заработали новые коэффициенты бонус-малус. Их будут применять при расчете страховой премии по договорам, которые заключили до 31 марта 2023 года включительно.
Базовый коэффициент увеличили с 1 до 1,17. Такой присваивают водителю-новичку, который впервые оформляет полис ОСАГО.
Минимальный коэффициент — для водителей, которые 10 лет не были виновниками ДТП, — уменьшили с 0,5 до 0,46. Этот лимит изменили впервые с момента появления ОСАГО в 2003 году.
Максимальная скидка за езду без аварий теперь будет 54% вместо прежних 50%.
Как пишет Российский союз автостраховщиков, при прочих равных цена полиса ОСАГО для безаварийного водителя снизится на 8% по сравнению с нынешней минимальной ценой для него же.
Максимальный коэффициент — для водителей, которые часто становятся виновниками ДТП, — повысили с 2,45 до 3,92.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.
Индивидуальные тарифы ОСАГО. Что меняется для водителей — ТАСС
В России с 5 сентября 2020 года начинают действовать обновленные тарифы ОСАГО — ЦБ расширил коридор базового показателя для физических лиц на 10% вверх и вниз.
Они дополнят вступивший чуть ранее в силу закон об индивидуализации стоимости «автогражданки». Все вместе это стало вторым из двух этапов отраслевой реформы.
О первом — когда ЦБ в прошлый раз менял тарифную вилку и схему расчета двух коэффициентов — мы рассказывали в другом материале.
А здесь разбираемся, что все-таки меняется для водителей.
Он разрешил страховщикам самим определять базовую ставку тарифа (в пределах установленных ЦБ ограничений) с учетом того, были ли у водителя грубые нарушения правил дорожного движения — проезд на красный свет, большое превышение скорости, выезд на встречную полосу и «пьяное» вождение. При этом те случаи, которые попадут на камеры видеофиксации, учитываться не будут.
Кроме того, документ выделяет иные факторы, которые влияют на личностные характеристики водителей и которые страховые определят сами. Как-то стандартизировать эти схемы расчета не будут.
«Количество факторов у страховщиков может отличаться, а также их суть и перекрестное применение может быть разным», — объяснил начальник управления методологии Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Спиров.
Также закон сохраняет ограничение на максимальный размер страховой премии по договору ОСАГО. И в нем остаются основные действующие коэффициенты — Минфин в свое время хотел отменить региональный и по мощности двигателя.
Но появились и новые нормы, в том числе связанные с мерами по борьбе с распространением нового коронавируса:
- страховщики на своих сайтах будут размещать калькуляторы, которые помогут клиентам рассчитывать стоимость полиса;
- потерпевший автовладелец должен будет сообщить компании, где и когда планирует проводить независимую техническую экспертизу, если он будет делать это сам;
- с 1 марта по 30 сентября 2020 года договор ОСАГО можно заключить без диагностической карты, которая подтверждает прохождение техосмотра. Но когда все ограничения, установленные из-за ситуации с коронавирусом, снимут, автомобилист должен будет в течение месяца, но не позднее 31 октября 2020 года, эту карту страховщику предоставить.
Цена ОСАГО складывается из базового тарифа, который всегда должен быть в установленном ЦБ диапазоне, и разных коэффициентов. Учитывается:
- тип транспортного средства — мотоцикл, легковой или грузовой автомобиль;
- кто собственник — физическое или юридическое лицо;
- регион регистрации;
- количество аварий, в которых виноват покупатель полиса;
- указаны ли в полисе все, кто будет управлять машиной;
- возраст и стаж водителя;
- мощность двигателя;
- период использования машины в течение года;
- срок, на который покупается полис (если авто зарегистрировано за рубежом и временно используется в России).
Рассчитывается стоимость так: базовый тариф выбранной компании умножается на коэффициенты. С сентября 2020 года ЦБ ограничил базовые тарифы для физических лиц в пределах:
- для мотоциклов — 625–1548 рублей;
- для легковых автомобилей — 2471–5436 рублей.
Тарифы для юридических лиц и других видов транспорта можно посмотреть в правилах регулятора. Кроме того, компании тоже должны публиковать эту информацию на своих сайтах.
Коэффициенты, в свою очередь, позволяют компаниям оценивать риск, станет ли клиент виновником ДТП. Чем этот риск ниже, тем дешевле страховой полис.
Некоторые коэффициенты ЦБ также изменил вместе с тарифами.
Для расчета коэффициента территории (КТ) используется адрес регистрации водителя, указанный в его паспорте, свидетельстве о регистрации или паспорте транспортного средства. Если вы переезжаете, то должны поменять и адрес регистрации машины.
Величина коэффициента связана со статистикой выплат в конкретном регионе. Чем больше на дороге машин, тем выше риск попасть в аварию. А значит, и КТ будет больше. Так, например, в Москве этот коэффициент равен 1,9, а в карельских селах — только 0,82.
Если в полисе указаны все, кто будет управлять машиной, то коэффициент ограничения (КО) равен 1. Можно не вписывать конкретных водителей, тогда автомобилем сможет пользоваться любой человек, у которого есть действующие права соответствующей категории. Но и КО в этом случае будет больше — 1,94, а полис выйдет дороже.
Коэффициент бонус-малус (КБМ) отражает аккуратность водителя за рулем. Если за год по вашей вине не случилось ни одной аварии, то КБМ снизится от текущего значения и полис станет дешевле. Если ваши действия привели к трем и больше ДТП, то почти во всех случаях КБМ будет максимальным — 2,45.
Новички, только сдавшие на права и купившие первый полис, получают коэффициент, равный 1. То есть у них нет ни скидки за безаварийное вождение, ни надбавки за ДТП. При этом сейчас КБМ обновляется только раз в год — 1 апреля.
То есть если, например, в 2020 году авария произошла после 1 апреля, то она будет учтена в КБМ уже в 2021 году.
https://www.youtube.com/watch?v=o9cUiDIMMJc\u0026t=32s
А если вы захотите вписать в полис несколько водителей, то использоваться при расчетах будет максимальный КБМ. Если ограничений нет, то для физических лиц берется КБМ, равный 1. Свой КБМ можно узнать на сайте Российского союза автостраховщиков. Там же в специальном калькуляторе можно рассчитать и примерную стоимость полиса.
Чем старше водитель и чем дольше он водит, тем меньше для него коэффициент возраста и стажа (КВС). С 2019 года всех водителей разделили на 58 категорий, у каждой из которых свой КВС.
Так, для водителей в возрасте 16–21 года без стажа коэффициент составляет 1,93, со стажем до двух лет — 1,9, а для автомобилистов в возрасте от 59 лет со стажем от пяти лет он значительно меньше — 0,91.
Стаж считается с момента оформления прав. Так что даже если вы не водите автомобиль, но права у вас есть, стаж все равно начисляется. Когда в полис вписывают нескольких водителей с разными КВС, во внимание принимается самый большой показатель.
Коэффициент мощности (КМ) применяется только для легковых автомобилей. Чем выше мощность двигателя, тем выше коэффициент.
Еще использовать машину можно не весь год, а только, например, для поездок летом на дачу. Это отражает коэффициент сезонности (КС). Чем короче период, тем меньше коэффициент и дешевле страховка. Например, за трехмесячное использование машины КС составит 0,5.
А вот при оформлении полиса на 10–11 месяцев скидки уже не будет — КС равен 1, как за весь год. По этой же схеме рассчитывается и коэффициент в зависимости от срока страхования (КП), который применяется только для автомобилей, зарегистрированных за рубежом.
Ранее также имело значение, не нарушал ли автомобилист закон об ОСАГО — в этом случае применялся дополнительный коэффициент (КН), равный 1,5. Но больше отдельно его не будут брать в расчет.
Например, вы живете и зарегистрированы в Москве. КТ в столице равен 1,9. Никаких индивидуальных скидок страховая компания не применяла, а тариф выбрала по максимуму из возможных — 5436 рублей.
В полис вы вписываете только одного водителя, то есть КО равен 1.
Последнюю страховку вам рассчитывали с КБМ 0,95, и за год вы не стали виновником ни одной аварии. Значит, новый КБМ снизится до 0,9.
Предположим, вам 35 лет и водите вы 12 лет, тогда ваш КВС — 0,95.
У вас легковой автомобиль мощностью 130 л.с., и КМ в этом случае — 1,4.
- Водить автомобиль вы собираетесь круглый год, так что КС — 1.
- Расчеты
- БТ х КТ х КО х КБМ х КВС х КМ х КС = цена полиса
- 5436 х 1,9 х 1 х 0,9 х 0,95 х 1,4 х 1 = 12 364 рубля
При этом по старым правилам цена полиса не могла больше чем в три раза превышать базовый тариф, умноженный на коэффициент территории, и в пять раз — для нарушителей закона об ОСАГО. Например, при ранее действовавшем максимальном базовом тарифе аккуратным на дороге москвичам компании не должны были продавать полис дороже 29 652 рублей (4942 х 2 х 3).
Новые правила эту формулу меняют. Теперь полис ОСАГО не должен будет стоить больше, чем максимальный базовый тариф ЦБ с учетом КТ, КБМ, КМ, КО, КВС и КС. То есть максимальная цена тоже будет зависеть от индивидуальных показателей водителя.
ОСАГО остается одним из самых распространенных страховых продуктов в России. По данным РСА, в 2018 году число заключенных договоров достигло 39,98 млн. При этом система подвергается широкой критике со стороны всех участников рынка.
Страховщики жалуются на большие убытки. А ЦБ с чиновниками неоднократно поднимали вопрос качества услуг и опасности мошенничества в сфере автострахования, которыми недовольны водители.
Целью реформы остается расчет индивидуальной цены ОСАГО для каждого водителя. В перспективе с 2023–2025 годов возможно полное освобождение тарифа ОСАГО от госрегулирования, сообщали ранее в Минфине.
ЦБ уточнял, что нововведения, заработавшие в январе 2019 года, не позволяют пока полностью уйти от уравнительного ценообразования в ОСАГО, но создают возможность сделать систему более справедливой.
Предполагается, что продолжающаяся либерализация рынка ОСАГО сделает его более конкурентным — компании будут бороться за клиентов, предлагая им выгодные и доступные цены.
«Первый этап реформы в 2019 году уже позволил снизить среднюю премию страховщиков в большинстве российских регионов примерно на 5%», — рассказал глава РСА Игорь Юргенс.
По его словам, нововведения также усилили конкуренцию между рыночными игроками. «Мы убеждены, что дальнейшая реформа по индивидуализации тарифов приведет к еще большему снижению стоимости ОСАГО для безаварийных автовладельцев и к повышению комфорта их взаимодействия со страховыми компаниями», — отметил Юргенс.
Изменится ли стоимость ОСАГО и КАСКО: прогноз страховщика
Президент России Владимир Путин в начале марта подписал ряд мер по поддержке экономики, включающих в себя разрешение ЦБ РФ пересматривать тарифы ОСАГО чаще раза в год. У регулятора теперь есть на это право, однако для пересмотра тарифов нужны серьезные основания.
«Например резкий рост убыточности из-за несоответствия размеров страховых премий реальным выплатам при ДТП и стоимости восстановительного ремонта. Повышение уровня страховых выплат напрямую влияет на стоимость полисов ОСАГО. Сейчас этого не происходит», — подчеркнул собеседник агентства.
В настоящее время гражданам требуется поддержка и защита их интересов, в этой связи роста цен на полисы произойти не должно, считает Уфимцев. Сейчас страховая премия находится на уровне 5600 рублей в среднем по России. Отрасль рассчитывает сохранить данный показатель, указал эксперт.
Запрет США оставит россиян без Tesla и Hummer
«Стоит отметить, что последнее расширение границ тарифного коридора ОСАГО вверх и вниз не оказало значительного влияния на среднюю стоимость полисов по стране, более того, для безаварийных опытных водителей ОСАГО подешевело.
Поэтому опасаться значительного роста страховой премии в связи с принятыми поправками не стоит.
Как уже сказано, для расширения тарифного коридора и увеличения размеров средней премии нужны серьезные предпосылки», — подчеркнул Уфимцев.
Он также прокомментировал ситуацию с КАСКО. Эксперт пояснил, что данный вид страхования является добровольным. Его стоимость рассчитывается в зависимости от множества индивидуальных факторов и потребностей страхователя.
«Потому и методика расчета его стоимости сложнее, чем в ОСАГО. В любом случае, сиюминутные изменения на рынке запчастей и автомобильной промышленности не могут оказывать существенного влияния на размер страховой премии, как в ОСАГО, так и в каско», — заключил Уфимцев.
Ранее в феврале глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс заявил, что цены на полис ОСАГО держались на стабильном плато четыре года, и существенное подорожание может вызвать соответствующую реакцию.