На начало второго полугодия 2019 года в России было зарегистрировано более 42 миллионов легковых автомобилей. Машины представлены 166 автобрендами со всего мира. Соответственно, моделей, которыми владеют российские автомобилисты, в разы больше.
Специалисты проанализировали популярность 166 автобрендов и сделали следующие выводы:
- Сто семь марок встречаются в России крайне редко: не более 10 тысяч экземпляров каждого бренда. На них приходится лишь 0,003% от всех машин, зарегистрированных в РФ.
- Двадцать марок имеют численность до 100 тысяч экземпляров каждая. В основном это премиальные авто, например, Infiniti, Jeep, Porsche, Jaguar. Машины этих 20 брендов составляют 2% от всего отечественного легкового автопарка.
- Тридцать девять марок, действительно, популярны у российских автомобилистов. Машин каждого автобренда более 100 тысяч штук. Вместе они занимают 98% всего существующего отечественного автопарка.
«Яндекс» и Cognitive Technologies
Из отечественных производителей за мировой рынок всерьез борются «Яндекс» и Cognitive Pilot (СП, образованное в результате сделки Сбербанка и Cognitive Technologies), но они не конкурируют между собой.
«Яндекс» имеет большой беспилотный флот и пробег, компания уже начала экспансию за пределы России, запустив долгосрочное тестирование своих беспилотников в Тель-Авиве, где весьма разнообразна инфраструктура и много двухколесных участников движения, и в штате Мичиган (США), где можно испытывать робомобили на общих дорогах без инженера в салоне.
«Наши машины с точностью до сантиметра определяют свое местоположение на дороге, а также распознают мир вокруг — участки движения, препятствия, объекты. Эти проблемы почти решены, и теперь мы переходим к самому сложному и интересному: предсказанию поведения и намерений других участников движения.
Если бы все всегда ездили по правилам, было бы просто. Но все немного нарушают, что увеличивает непредсказуемость окружающей среды. Самая сложная задача — движение в час-пик в центре города.
Чтобы ее решить, нам потребуется еще три-четыре года», — рассказала «Эксперту» руководитель пресс-службы «Яндекса» Юлия Швейко.
Если «Яндекс» сразу был нацелен на решение сложных задач — создание и испытание систем высокого уровня автономности, то Cognitive Pilot начал с освоения узких сегментов, которые уже сейчас готовы к внедрению отдельных элементов автономности. Его ниши — сельхозтехника и рельсовый транспорт.
«Мы не занимаемся легковыми автомобилями, а делаем по контрактам системы управления на основе искусственного интеллекта — то, что востребовано рынком. Наш принципиальный подход — использовать технологии, которые могут быть коммерциализованы и внедрены в массовое производство.
Системы беспилотного транспорта для нас уже сегодня являются бизнесом, тогда как для многих других компаний, работающих в этой области, это пока статьи расходов, ориентированные на далекое будущее», — поясняет руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Pilot Юрий Минкин.
На рынке уже появилась технология от Cognitive Pilot — система автоматического ведения комбайнов, позволяющая машине в режиме автопилота двигаться по кромке полосы. Это примерно третий уровень автономности.
В числе покупателей — производители автокомплектующих из Германии и азиатских стран. Имена контрагентов, а также сумму сделок в компании не разглашают.
Не называют и точную сумму инвестиций в беспилотники, известно лишь, что это «много миллионов долларов».
По словам Юрия Минкина, Cognitive Pilot рассчитывает на существенную долю мирового рынка беспилотных систем для сельскохозяйственных машин, полагая, что в будущем придется конкурировать с производителями комбайнов, которые тоже развивают подобные технологии. Несмотря на то что компания уверенно себя чувствует в своих нишах, в ее планах — создавать системы четвертого и пятого уровней автономности, потому что «этого требует рынок, и останавливаться нельзя».
Наиболее крупные производственные предприятия
На территории Российской Федерации имеется несколько крупных отечественных производств, где выпускают легковые и грузовые автомобили, а также автобусы. Кроме этого, существуют заводы иностранных автомобильных концернов, на которых, в большинстве случаев, производится сборка машин зарубежных брендов из импортных комплектующих. Российские автопроизводители:
- ОАО «Горьковский автомобильный завод» (ГАЗ);
- АО «АвтоВАЗ»;
- ООО «Ульяновский автомобильный завод» (УАЗ);
- АО «Автомобильный завод УРАЛ»;
- ПАО «КАМАЗ»;
- ПАО «Павловский автобус»;
- ООО «КАВЗ»;
- ООО «Ликинский автобусный завод» (ЛИАЗ).
Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Автомобильные заводы.
Также в России действует большое количество иностранных предприятий, выпускающих автомобили. Наиболее крупные:
- Hyundai Motor Manufacturing Rus;
- АО «Рено Россия».
- Nissan («Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус»);
- Mazda («Соллерс»).
23.12.2019
Самые популярные иномарки
Если на два активных отечественных бренда приходится 33% автопарка, то на 20 иностранных брендов из числа активных приходится 51% зарегистрированных в РФ машин. Из этого следует, что автовладельцы при покупке новой машины чаще всего отдают предпочтения зарубежному автопрому.
Распределение иностранных активных брендов по странам-производителям выглядит следующим образом:
- 18% — это представители семи японских брендов: Toyota, Nissan, Mitsubishi, Mazda, Suzuki, Lexus и Datsun;
- 9% — корейские автомобили марок Hyundai и KIA;
- 8% — четыре немецких автопроизводителя;
- 8% — европейские марки, за исключением Германии;
- 7% — американские представители Chevrolet и Ford;
- менее 1% в российском автопарке занимает китайский бренд Geely.
Специалисты прогнозируют, что в скором времени доля американских брендов будет снижаться из-за прекращения продаж легковых автомобилей Ford и существенного снижения представленности Chevrolet в России. Самые благоприятные перспективы у китайского Geely, эти автомобили в год продаются в количестве более 1000 штук.
Среди иностранных марок самыми популярными в России стали:
- Toyota — 3 162 549 единиц. Это в 4,25 раз меньше, чем автомобилей Lada.
- Kia — 2 027 876 единиц, в 6,62 раза меньше, чем авто отечественного лидера.
- Nissan — 1 910 958 единиц, в 7 раз меньше автомобилей Lada.
Самые популярные в российском автопарке иностранные модели на июль 2019 года:
- Kia Rio — 799 975 шт.
- Ford Focus — 786 355 шт.
- Hyundai Solaris — 775 519 шт.
- Renault Logan — 692 657 шт.
- Toyota Corolla — 647 671 шт.
Анализ статистических данных показал, что:
- Автопарк россиян на треть состоит из отечественных машин.
- Вторыми по популярности с отставанием в 5% стали азиатские бренды из Японии и Кореи, их доля равна 27%.
- Представители европейского автопрома имеют в российском автопарке долю в 16%.
Российский автопарк на 33% состоит из машин российского автопрома, различного возраста и моделей. Интересно, что в шестерку зарегистрированных машин входят модели Lada, которые уже несколько лет не выходят с конвейера, их общая доля в автопарке — 17%.
- 10 самых популярных моделей «Опель» на вторичном рынке России
- 10 самых доступных машин японской сборки, которые продаются в России
Грузовики и спецтехника
В СССР и России производство грузовиков было одной из важных отраслей промышленности – это не только КамАЗы, но и продукция ГАЗ, «Урал», ЗиЛ и не только.
В 90-е годы появилась «Газель», которая буквально спасла малый бизнес, дав дешевый малотоннажный грузовик Правда, модельный ряд российских грузовиков долгое время был достаточно ограничен, и современные седельные тягачи транспортным компаниям приходилось закупать за границей.
Сейчас все иначе – благодаря льготам, субсидиям и другим видам поддержки от государства производить грузовые автомобили стало выгодно и внутри страны. Соответственно, картина по производителям грузовых автомобилей выглядит следующим образом:
Как видно, лидируют ГАЗ, КамАЗ и УАЗ, а также «Соллерс» (который сохранил производство Ford Transit). При этом в России выпускаются и грузовики Volvo, Scania, и менее известные марки.
Модельный ряд у лидеров такой:
- Камский автозавод – больше всего выпускал трехосных грузовиков для бездорожья КАМАЗ-43118, самосвалов КАМАЗ-65115 и магистральных грузовиков КАМАЗ-5490;
- Горьковский автозавод – примерно 2/3 всего выпуска пришлись на модели «Газон NEXT», также много произвели и классических «Газонов»;
- «УРАЛ» – в структуре производства лидируют двухосные бортовые грузовики «Урал-43206», «Урал-4320», «Урал-М» и NEXT.
При этом грузовиков иностранных марок за прошлый год в России выпустили больше 28 тысяч штук, и больше всего – 5240 – выпустили на заводе Volvo в Калуге.
Основную часть выпуска грузовых автомобилей разбирает бизнес – «Газпром», «Россети», «Роснефть», «Итеко» и другие, но некоторая часть идет и на экспорт.
Рынок — резиновый!
В России есть еще порядка двух десятков команд, занятых разработкой систем автономного управления наземным транспортом.
Они находятся на разных этапах развития технологий, в основном имеют лишь несколько тестовых моделей, но при удачном стечении обстоятельств вполне могут рассчитывать на свою долю.
«Учитывая огромные перспективы рынка, любая компания, начинающая работать сегодня, будет расти вместе с рынком», — говорит Константин Кайсин, операционный директор технологических конкурсов Up Great в РВК.
Водители пересели на российскую сборку
Жителей России удалось пересадить на автомобили отечественной сборки. По итогам прошлого года 63 процента всех российских автолюбителей передвигались на отечественных марках и иномарках нашей сборки. При этом доля «российских» иномарок за последние 10 лет выросла с 7 до 27 процентов и продолжает расти, обгоняя отечественный автопром. Однако не все регионы поддерживают общий тренд.
Ещё 10–15 лет назад мечтой горожанина было приобретение новенькой или подержанной иномарки. Ведь на фоне производимых тогда в России классики, Samara, «Калины» и других моделей даже пожилые иномарки из Европы или Японии производили на потребителя сильное впечатление. Эти автомобили были комфортнее и качественнее.
Популярность зарубежных иномарок вылилась в развитие целой отрасли по их ввозу и растаможке. В каждом, даже небольшом городе России были люди, занимавшиеся перегоном автомобилей из стран Европы. А крупные автопроизводители задумались над открытием производств в России, понимая, что власти будут стараться защитить свой автопром.
Как рассказывает «Октагону» руководитель проекта «Авто Mail.ru» Екатерина Квашенкина, причиной роста производства автомобилей стало повышение благосостояния граждан и покупательской способности.
«С 2007–2008 года пошло активное заключение соглашений о так называемой промсборке с иностранными автопроизводителями – в России появились заводы большинства автопроизводителей мира. Чтобы развивать российскую экономику, власти заключали так называемые СПИК (Специнвестконтракты. – τ.) с автопроизводителями, требуя от них постоянного повышения уровня локализации автомобилей».
Екатерина Квашенкинаруководитель проекта «Авто Mail.ru»
В итоге до пандемии в 2019 году мировые автоконцерны производили в России более 55 процентов автомобилей. Доля АвтоВАЗа составляла лишь порядка 20 процентов.
Каждый второй – наш
На днях эксперты аналитического агентства «Автостат» представили исследование парка легковых автомобилей в России за 2020 год. По их данным, численность российского парка автомобильной техники составляла 59,1 млн единиц.
Из них на сегмент легковых авто приходится чуть более 45 млн штук со средним возрастом машины в 13,9 года. Это на 1,1 процента больше, чем по итогам 2019 года.
При этом за последние 10 лет объём легковых автомобилей вырос на 36,1 процента.
©octagon.media, 2021
Самой интересной является структура легкового автопарка. Полностью импортные модели составляют 37 процентов (16,6 млн), иномарки отечественной сборки – 27 процентов (12,3 млн) и отечественные бренды – 36 процентов (15,9 млн). Таким образом, автомобилей, которые собраны в России, по итогам 2020 года было 28,2 млн штук – это 63 процента всего автопарка страны.
– Как показывают наши наблюдения, доля автомобилей, собранных на территории РФ, планомерно растёт. Но не очень быстро, поскольку процесс обновления автопарка инерционный.
Дело в том, что россияне эксплуатируют автомобили до победного конца, пока они совсем не развалятся. В среднем автомобиль имеет пять–шесть жизней у разных хозяев.
Пополнение автопарка идёт за счёт продажи новых авто, из которых собранные в РФ составляют чуть более 80 процентов, – пояснил «Октагону» директор агентства «Автостат» Сергей Целиков.
Автомобили, собранные в России, составляют 63 процента всего автопарка страны. Сергей Бобылев/ТАСС
Интересно, что рост иномарок отечественной сборки начался в целом не так давно. Ещё в 2011 году доля таких машин в автопарке составляла лишь 7 процентов. За 10 лет она выросла до 27 процентов.
Восток – дело тонкое
При детальном изучении парка выяснилось, что доля собранных в России автомобилей может значительно отличаться в разных городах страны.
В самом крупном автопарке страны – в Москве (насчитывается 3,6 млн автомобилей) – доля машин отечественной сборки составила лишь 52,9 процента. Полностью импортные иномарки здесь занимают долю в 39 процентов, а на отечественные бренды приходится лишь 14 процентов.
Остальное – доля иномарок отечественной сборки. Примечательно, что в Москве самый молодой средний возраст автопарка – 10,4 года.
Доля автомобилей, собранных в России, сильно привязана к географическому расположению города.
Самая малая численность таких машин – в парках городов, которые располагаются в восточной части страны: Новосибирске (36,4 процента), Красноярске (43,9 процента), Омске (52,1 процента).
Также ниже общероссийской доля собранных в РФ машин в Санкт-Петербурге (56,2 процента), Краснодаре (58,4 процента) и Екатеринбурге (58,7 процента).
Отечественные автомобили очень любят кавказцы. И это уже стало традицией. Сергей Савостьянов/ТАСС
Любителями только отечественных брендов, а не «российских» иномарок, традиционно являются жители кавказского региона. Например, в Дагестане весь автопарк насчитывает более 626 тыс.
автомобилей, но отечественные марки в нём составляют 72 процента. На долю импортированных иномарок приходится 16 процентов, а иномарок российского производства – лишь 12 процентов.
Среди топ-3 самых популярных в регионе моделей значатся LADA Классика, LADA Samara и LADA Priora.
Обратная ситуация складывается в Дальневосточном (ДФО) и Сибирском (СФО) федеральных округах. На них приходится 18 процентов (7,7 млн легковых автомобилей) от всего легкового автопарка страны.
Согласно исследованиям, число импортированных из Японии автомобилей с правым рулём тут составляет 3 млн. На Дальневосточный федеральный округ приходится 1,8 млн единиц праворульных авто, а на Сибирский федеральный округ – 1,2 млн.
Таким образом, доля праворульных машин в ДФО превышает 68 процентов, а в СФО – 24,9 процента. В других регионах праворульные автомобили из Японии тоже есть, но их количество составляет десятые и сотые доли процентов.
Тем не менее всего в России сейчас эксплуатируется 3,4 млн таких машин.
В России 3 млн автомобилей, импортированных из Японии. Вадим Ахметов/URA.RU/TASS
– Действительно, на дорогах автомобили европейской или российской сборки найти сложно. В Приморском крае, например, вообще более 80 процентов автомобилей – это праворукие «японцы». Это просто культура, которой жители придерживаются не одно десятилетие.
У нас есть официальные дилерские центры и российских брендов, и иномарок, собранных в России, но доверия со стороны жителей к ним нет, – пояснил «Октагону» житель Владивостока Владимир.
По его словам, за годы эксплуатации японских автомобилей владивостокцы оценили их качество и смогли сравнить его с тем, что производится у нас.
– Выбор в пользу подержанных «японцев» говорит сам за себя. Конечно, сопротивляться год от года тенденциям будет сложно.
Сейчас таможенные ограничения сделали практически нецелесообразным ввоз хороших «японцев» – по цене они получаются дороже автомобилей, продающихся у дилеров.
Пока экономически выгодно завозить лишь узкий сегмент малолитражных автомобилей, но и этот сегмент, скорее всего, скоро закроют, – заключил собеседник «Октагона».
Сопротивляться бесполезно
По мнению участников рынка, в ближайшие годы в российском автопарке стоит ждать роста доли машин, собранных в России.
– Снижение доходов россиян явно негативно сказывается на покупательских предпочтениях. Новые иномарки продаются всё труднее. И пока доходы отечественных домохозяйств будут снижаться, роста доли легковых автомобилей, импортированных в страну, вряд ли стоит ждать. Особенно на фоне снижения курса рубля.
«Большинство наших сограждан попросту не может себе позволить покупку нового дорогого импортного автомобиля».
Алексей Кореневаналитик компании «Финам»
Екатерина Квашенкина в свою очередь указывает, что гипотетически при сохранении текущего уровня производства для достижения 90-процентной доли российских автомобилей в автопарке страны понадобится около 10 лет.
– В реальности, конечно, на это будет влиять множество факторов. Например, тот же срок владения автомобилем, который сейчас увеличивается из-за общей экономической ситуации, объём продаж новых автомобилей и другие.
В конечном счёте всё упирается в макроэкономические тенденции, а поскольку речь идёт о больших сроках, десятилетиях, предугадать ситуацию в России невозможно. Изменения законодательства могут серьёзно повлиять на рынок.
Вряд ли, конечно, Россия возьмёт и отменит ввозные пошлины, но теоретически возможно всякое. А такое решение изменит рынок полностью – и очень быстро, – считает эксперт.
По её мнению, пока нет предпосылок и для снижения доли собранных в РФ автомобилей на востоке страны в будущем. Там эта доля будет понемногу расти. Ведь уже крупные игроки вроде KIA и Hyundai закончили формирование своей дилерской сети в России, в том числе охватив и восточные регионы.
На чем ездят россияне
За последние 15 лет российский парк легковых автомобилей увеличился вдвое и достиг почти 50 млн машин.
Много ли новых машин у россиян? В каких регионах «ВАЗ» — самая популярная модель? Кого больше — иномарок или отечественных автомобилей? Много ли осталось праворульных машин на Дальнем Востоке? Подробности — в спецпроекте “Ъ”, подготовленном на основе данных агентства «Автостат», Росстата и ГИБДД.
«Жигули» или иномарка
По данным ГИБДД на начало 2018 года (официальные данные формируются раз в год), в РФ было зарегистрировано 59,7 млн транспортных средств. Из них 46,8 млн — это легковые машины.
В 2003 году в ГИБДД числилось 23,3 млн автомобилей, вдвое меньше, чем сейчас. Прирост автопарка — примерно 1-1,5 млн. легковых машин ежегодно — обеспечивается, по большей части, ростом продаж новых машин.
В сентябре 2018 года авторынок России вырос на 6,2% по сравнению с прошлым годом.
Основная часть, 44,7 млн авто, принадлежит физлицам, из них 221 тыс. числится за индивидуальными предпринимателями. 2,09 млн легковых автомобилей принадлежат юрлицам, из них 607 тыс. находятся в федеральной, региональной или муниципальной собственности (это значит, что на них ездят, в том числе, чиновники).
Самая популярная машина в России — Lada-2107, однако предпочтения россиян сильно отличаются в зависимости от региона.
Например, в Калининградской области лидером является Volkswagen Passat, в Москве и Санкт-Петербурге — Ford Focus, в Татарстане — Lada 2114, в Чечне — Lada 2170 «Приора», в Хакасии — Lada 2106.
Toyota Corolla является самой популярной моделью в Хабаровском крае, Сахалинской и Новосибирской областях, Приморском крае.
Соотношение автомобилей иностранных и отечественных брендов примерно одинаковое, последних чуть больше.
При этом надо учитывать, что понятие «иномарка» в России сильно размыто: многие автокомпании успели построить собственные автомобильные заводы, где ведется как крупноузловая сборка машин (завод «Автотор» в Калининграде, собирающий BMW), так и производство с полным циклом (завод Hyundai в Ленинградской области, VW в Калужской области) с высоким уровнем локализации. Renault Logan, собираемый в Москве, на две трети состоит из деталей российского производства. Традиционно считавшийся российским «АвтоВАЗ» на самом деле принадлежит на 96% СП Renault и Ростеха (владеют 66,2% и 33,8%, соответственно). Локализация моделей Lada, в среднем, составляет 85%, остальные 15% — это запчасти иностранных брендов.
Старенький, но еще поездит
Почти половина всех легковых автомобилей в России старше десяти лет, и за последние 18 лет в этом плане ничего не изменилось.
Самая многочисленная категория, включающая в себя 14,5 млн автомобилей,— это машины, с момента выпуска которых прошло более 15 лет. 10–15-летних авто в России 7,7 млн, 5–10-летних — 11,2 млн, 3–5 летних — 6 млн.
Относительно новых автомобилей — с момента выпуска которых прошло три года или менее — 7,2 млн. Это примерно столько же, сколько в 2015 году.
Плюс электрификация
По данным ГИБДД, в России официально зарегистрировано почти 16 тыс. легковых автомобилей с электродвигателями. Большая часть из них — это машины с гибридными силовыми установками (бензиновый двигатель, к которому подключается электромотор).
Полноценные электромобили официально в Россию не поставляются, за исключением двухместного компактного электрокара Renault Twizy, на котором ездить можно только в теплое время суток и в городских условиях. Недавно появилась информация о выходе на российский рынок Nissan Leaf, но официально эти планы так и не подтвердились.
Активно продаются автомобили Tesla, но все это «серые» поставки: официальных дилеров в России нет. По оценкам «Автостата» на 1 июля 2018 года, в России числится 2,5 тыс. электромобилей.
Водитель на месте пассажира
До середины 2000-х праворульные японские автомобили были весьма популярны, особенно на Дальнем Востоке.
За относительно небольшие деньги можно было получить машину со всеми удобствами: кожаным салоном, климат-контролем, полным приводом, электрическими стеклами, что было недоступно на отечественных автомобилях.
С 2009 года начали действовать заградительные таможенные пошлины, в результате количество ввозимых в РФ машин с правым рулем резко сократилось. Но не прекратилось.
По данным ГИБДД, в России на конец 2017 года числилось 2,9 млн праворульных легковых автомобилей. Это чуть меньше, чем в 2015 году (2,94 млн), и чуть больше, чем в 2016 году (2,75 млн). Больше всего таких машин в Приморье, где числится 676 тыс. «праворулек» — это более 80% всего регионального парка легковушек.
Данные аналитического агентства «Автостат» свидетельствуют о приросте автопарка легковых праворульных авто на 30 тыс. шт. за шесть месяцев 2018 года. Примерно каждый девятый перепродаваемый автомобиль в России — «праворульный».
Дмитрий Пенязь, гендиректор ООО «Веросса» (торговля автомобилями):
— Сейчас из Японии везут автомобили 2012–2015 годов выпуска с двигателями объемом 0,7–2,5 л. Ценовой диапазон — от 300 тыс. до 1 млн руб. Например, машина с двигателем 0,7 л до 300 тыс. руб.— Suzuki Alto, Daihatsu Mira, с двигателем 1 л до 400 тыс. руб.— Toyota Passo,Toyota Vitz, 1,3 л до 500 тыс. руб.— Honda Fit, Nissan Note, Suzuki Swift.
Андрей Галицких, экс-депутат думы Владивостока, организатор публичных акций в защиту правого руля:
— Дальневосточники привыкли к правому рулю. Автомобили, собранные в Японии, априори лучше собранных в России. Люди голосуют деньгами, а по критерию цена-качество б/у «японки» выглядят превосходно. К тому же следует учитывать, что есть целые сегменты рынка, где аналогов японской продукции нет, например популярные в Приморье микроавтобусы Toyota Hiace.
Сергей Веркеенко, гендиректор ООО «ТХ Сумотори»:
— Ввоз и эксплуатация праворульных автомобилей на Дальнем Востоке — дело привычки. Люди уже привыкли к ним и с трудом переходят на леворульные. Но уже просматривается тренд перехода на новые леворульные автомобили из салонов. Если бюджет покупки до 1 млн руб., то смотрят на б/у автомобили, которые в подавляющем большинстве праворульные. Свыше 1 млн руб.— уже в салонах, леворульные.
Алексей Чернышев, Владивосток
Власти уже давно перестали предпринимать попытки ограничить в правах владельцев «праворулек»: их регистрируют и даже иногда проходят техосмотр.
Более того, ГИБДД недавно даже приняла решение ввести c 1 января специальные прямоугольные задние номера для «японцев», которые можно будет устанавливать на крышку багажника без переходников.
В сети уже шутят: мол, вполне ожидаемое решение, ведь начальник ГИБДД России Михаил Черников до своего назначения в главк работал начальником полиции Хабаровского края, и прекрасно знает всю специфику праворульных машин.
Иван Буранов
Четверть автомобилистов России готовы отказаться от использования своего транспортного средства — чаще всего из-за высоких цен на бензин и дороговизны обслуживания машины.
При этом забота об окружающей среде и желание вести здоровый образ жизни в качестве аргументации отказа более распространены, чем жалобы на плохие дороги. Подобные данные в ходе соцопроса получил ВЦИОМ.
Еще в мае 2018 года в ходе другого опроса лишь 5% респондентов допускали полный отказ от машины.
Читать далее
Специалисты назвали долю отечественных машин в автопарке РФ | Телеканал 360°
В России числится свыше 42 миллионов автомобилей, из которых 61% (25,8 миллиона единиц) собран на российской территории. 39% (16,5 миллиона) от этого числа составляют отечественные иномарки. Такие данные опубликованы агентством «Автостат».
Остальные 22%, или 9,3 миллиона, пришлись на иномарки российской сборки.
На данный момент на территории страны находится около 6,8 миллиона машин, которые экспортированы из Японии. В процентном соотношении их количество равняется 16,1%.
Вдвое меньше, по информации специалистов, немецких машин — 3,5 миллиона, или 8,2%. Есть в российском автопарке и авто, собранные в Южной Корее, — 1,2 миллиона, или 2,7%. Около 2,5%, или 1,1 миллиона машин, составляют транспортные средства британской сборки.
Кроме того, в автопарке РФ зарегистрированы машины, сошедшие с конвейера в Узбекистане — 749 тысяч штук, во Франции (725 тысяч), на Украине (473 тысячи), в США и Чехии. Количество последних — 432 и 429 тысяч соответственно.
Автомобильный парк: на чем ездят россияне?
17 марта 2021 года
В России суммарно зарегистрировано порядка 60 млн единиц транспортных средств (по состоянию на 1 января 2021 года). Такие данные озвучил директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков в ходе специальной пресс-конференции «Автомобильный парк: на чем ездят россияне?», которая состоялась 17 марта (видеозапись мероприятия доступна по ссылке).
Сколько было 10 лет назад?
Львиная доля (76%) всех транспортных средств приходится на легковые автомобили, которых насчитывается 45 млн штук. Вторым по величине является сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV), который занимает в парке 7%, или 4,19 млн единиц.
На грузовые автомобили и прицепы/полуприцепы приходится по 6% (3,77 млн и 3,44 млн шт. соответственно). Мототехнике принадлежит 4% (2,36 млн. шт.).
Самой малочисленной категорией у нас в стране являются автобусы – их доля составляет лишь около 1% парка (0,41 млн шт.).
Аналитики агентства решили рассмотреть, как изменился российский парк за последние десять лет. Оказалось, он вырос на 31%.
По данным агентства «АВТОСТАТ», в период с 2011 по 2021 годы рост произошел во всех сегментах парка, за исключением мотоциклов, численность которых снизилась на 8,2%.
Самый большой рост за прошедшее десятилетие показали прицепы и полуприцепы (+47,6%), то есть, почти наполовину. На 36% вырос парк легковых автомобилей, на 25% – легких коммерческих. Численность автобусов увеличилась на 8,5%, грузовиков – на 7,7%.
Парк «старый» или «молодой»?
На начало нынешнего года средний возраст парка транспортных средств в России составил 15,2 лет. Однако есть категории транспорта, где этот показатель значительно выше: мотоциклы – 28,8 лет, грузовики – 21,6 лет.
У автобусов (16,6 лет), прицепов/полуприцепов (16 лет) и LCV (15,9 лет) он тоже выше, чем в целом по парку. А вот средний возраст самой многочисленной категории – легковых автомобилей – составляет всего 13,9 лет.
И здесь более 40% транспортных средств – моложе 10 лет.
Где произведены и насколько «токсичны»?
Более 60% всей автомобильной техники было произведено на территории РФ. Причем наиболее явно это видно в сегменте грузовиков, 70% которых – локального производства. У легковых автомобилей и автобусов этот показатель составляет 63%. Но у легковых довольно высока доля иномарок российской сборки (27%). В остальных категориях этот показатель варьируется от 2% до 6%.
Сегодня в развитых странах мира много внимания уделяется вопросам, связанным с нормами токсичности транспорта. В ряде стран Европы применяются меры, способствующие выводу из эксплуатации транспортных средств, не соответствующих нормам токсичности.
На 1 января 2021 года даже нормам Евро-2 не соответствует 58,7% российского грузового парка, 39,2% автобусов, 38,3% легких коммерческих автомобилей и 24,1% легковых машин.
Что же касается стандартов Евро-5 и выше, то в нашей стране ему удовлетворяет лишь 3,5% парка автобусов, 8% грузовых автомобилей, 8% легких коммерческих автомобилей и 22,6% легковых автомобилей.
Легковых автомобилей – 45 млн
В ходе доклада также было представлено несколько ключевых цифр по легковым автомобилям, которых, напомним, числится 45 млн единиц.
Самый крупный региональный парк – в Москве: здесь сосредоточено 8% всех легковых транспортных средств России, или 3,6 млн единиц. На втором месте – парк Московской области (2,74 млн шт.), на который приходится 6%. Из нестоличных самый крупный парк – у Краснодарского края (около 2 млн шт.).
По данным агентства «АВТОСТАТ», парк легковых автомобилей России представлен 112 различными марками. При этом свыше 90% приходится всего на 25 марок.
В частности, отечественная LADA занимает 30,6% от общего количества, японская Toyota – 9%, корейские Hyundai и KIA – 5,3% и 5,2% соответственно.
Среди марок, доля которых в парке составляет более 3%, можно также назвать: Nissan (4,8%), Renault (4,6%), Volkswagen (3,9%), Chevrolet (3,8%) и Ford (3,1%).
«Львиная доля» (96%) парка в данном сегменте зарегистрирована на физических лиц, соответственно всего 4% оформлено на компании и организации.
Дизельные автомобили занимают в легковом автопарке РФ всего 5%. А что касается машин с правым рулем, то здесь на них приходится 8%. Впрочем, как отмечают эксперты, в разных регионах страны доля правого руля заметно отличается.
Так, в Приморском крае 83% всех легковых машин – праворульные. Практически во всех субъектах Дальнего Востока этот показатель превышает 50%. Между тем, в Москве и Питере – на правый руль приходится всего 0,22% парка.
В Санкт-Петербурге – 0,31%.
Сколько автомобилей приходится на 1000 жителей?
Как подсчитали эксперты агентства, в России на 1000 жителей приходится 313 легковых автомобилей. Иными словами, в среднем у каждого третьего россиянина есть машина. Если сравнивать этот показатель с европейским, то нам пока «до них далеко».
К примеру, в целом по Евросоюзу на 1000 жителей приходится 569 автомобилей. При этом в бывшей советской республике – Эстонии – данный показатель еще выше (600 шт.). В Литве (452 шт.) он чуть ниже среднего, а в Латвии (342 шт.) – самый низкий в ЕС.
Интересно, что в период СССР Прибалтика выделялась высокой степенью автомобилизации на фоне остальных республик. Так, в Эстонии на тысячу человек в 1991 году было 138 легковых машин, а в Литве – 122. Иными словами, автомобиль тогда был у каждого седьмого эстонца и каждого восьмого литовца. Также очень высоким (по меркам Союза) был этот показатель в Грузии (96), Армении (91) и Латвии (89)…
Сейчас же в обеих закавказских странах ситуация с автомобилизацией населения выглядит хуже, чем в России (Грузия – 241; Армения – 170). По обеспеченности автомобилями наша страна в настоящее время уступает лишь балтийским государствам и Беларуси (323 шт.). А в советский период в России на 1000 жителей приходилось 60 легковых автомобилей, что было чуть выше общесоюзного уровня (59 шт.).
Электромобили и Luxury
Мы решили специально объединить эти два разных сегмента в одном разделе, поскольку на фоне всего российского автопарка они очень малы – на долю каждого из них приходится заметно меньше 0,1%.
На 1 января текущего года в России было зарегистрировано 10836 легковых электромобилей. Этот парк довольно «молод» – его средний возраст чуть превышает 7 лет.
Свыше 80% всех электрокаров в стране приходится на одну модель – Nissan Leaf. Практически все они поступили к нам из Японии и, соответственно, имеют правый руль. Всего же в российском парке электромобилей насчитывается 18 моделей 14 различных марок.
За последний год объем этого парка вырос на 71%, чему во многом способствовала отмена ввозных пошлин на электрокары для стран Таможенного союза.
Что касается люксовых автомобилей, то на начало года их насчитывалось почти 14 тыс. штук. При этом каждый четвертый (24%) был оформлен на юрлицо.
Средний возраст в этом сегменте составил около 10 лет. Самой распространенной маркой здесь оказывается Bentley с долей примерно 34% (т.е. каждый третий «люкс» в России). А из моделей выделяется Mercedes-Benz Maybach S-Class, доля которого равна около 26% (каждый четвертый автомобиль сегмента Luxury в стране).
Если же рассматривать географию парка люксовых автомобилей в Российской Федерации, то более 70% из них сосредоточено в трех регионах: Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Причем свыше половины (54%) приходится на столицу.
Что изменилось за 10 лет?
Помимо того, что парк легковых автомобилей с 2011-го по 2021 год вырос на 36%, эксперты отметили и целый ряд других тенденций. Так, например, доля машин отечественных марок в парке за последние 10 лет снизилась с 54% до 36%. А вот доля иномарок российской сборки, напротив, выросла с 7% до 27%. При этом доля импортируемых иномарок изменилась не так значительно (с 39% она упала до 37%).
В структуре парка по объему двигателей также отмечены расхождения с тем, что было 10 лет назад.
И хотя более половины (51%) легкового парка по-прежнему приходится на машины с моторами объемом от 1,4 до 1,6 л, но снизилась доля машин с менее литражными двигателями и выросла – с более объемными.
Так, доля «малолитражек» (до 1,4 л) упала с 16% до 12%, а доля машин с моторами от 1,6 до 2 л, наоборот, выросла – с 17% до 21%.
Опять же – если в 2011 году на долю автомобилей с двигателями мощностью до 100 л.с. приходилось 70%, то в 2021 году – лишь 47%. Таким образом, сегодня более половины парка (53%) занимают машины с моторами мощностью свыше 100 л.с.
Отдельно стоит отметить и такой факт: если 10 лет назад к сегменту SUV относился каждый седьмой легковой автомобиль в стране, то теперь уже каждый четвертый – это кроссовер или внедорожник. Но при этом крупнейшим сегментом по-прежнему является В, доля которого за это время сократилась с 46% до 42%.
А что с коммерческой техникой?
Также мы решили привести и несколько важных цифр, характеризующих состояние парка коммерческой техники в России.
Так, на 1 января 2021 года в нашей стране насчитывалось 4,19 млн легких коммерческих автомобилей (LCV). В отличие от легкового автопарка, здесь доля машин, оснащенных дизельными двигателями, гораздо выше – 32%.
В данном сегменте также заметно выше доля транспортных средств, зарегистрированных на юридических лиц. На них приходится 24% всех LCV в стране, что соответствует каждому четвертому такому автомобилю.
Что касается соотношения отечественных и иностранных брендов в структуре парка LCV, то на 1 января 2021 года преимущество остается за отечественными машинами. Иномарок в парке – всего 38%, соответственно 62% – это LCV отечественных брендов.
Помимо этого, в нашей стране на 1 января 2021 года числилось 3,77 млн единиц грузовой техники. При этом весь парк грузовых автомобилей целесообразно разделить еще на две подгруппы: среднетоннажные (массой от 3,5 до 16 тонн) и крупнотоннажные (свыше 16 тонн) автомобили.
В долевом отношении получилось, что 56% от общего количества грузовиков в России приходится на среднетоннажные машины (MCV), а 44% – на крупнотоннажные (HCV).
Если среди MCV доля дизельных автомобилей составляет 49%, то в сегменте HCV этот показатель равен 99%. Также стоит отметить, что основу парка среднетоннажных грузовиков образуют бортовые автомобили, фургоны и самосвалы, на долю которых в общей сложности приходится порядка 65%. А в парке крупнотоннажной техники столько же занимают седельные тягачи и самосвалы.