Просветительскую функцию я взял на себя неспроста. В ходе написания статей из цикла «Опыт владения» у меня накопилось немало историй, связанных с открытыми авто. К тому же с июня прошлого года я сам владелец кабриолета Lexus SC430.
Автомобиль используется в ежедневном режиме, посему праздник скоро превратился в будни, и спустя 8 000 км пробега по летним, осенним и зимним дорогам я могу поделиться рядом выводов относительно опыта эксплуатации кабриолета в суровых российских реалиях.
Само собой, все нижесказанное применимо для родстеров, спидстеров, тарг и ландо, но для простоты восприятия предлагаю в рамках статьи все открытые кузова именовать кабриолетами, не касаясь разделения на подклассы.
1.
Не для нашей погоды, не для наших городов
Почему-то сторонники этой точки зрения уверены, что открытый кузов уместен исключительно в жарком климате. Скепсис лечится легко. Задаем пару ненавязчивых вопросов относительно поездок критика в жаркие страны (ОАЭ, Египет, Таиланд и прочее), после чего вежливо интересуемся количеством виденных на дорогах кабриолетов.
Больших цифр вы не услышите, потому что езда с открытой крышей в жару – верный способ сгореть на солнце через полчаса. Даже в южной части Европы днем с открытым верхом на кабриолетах ездят по большей части туристы. Мудрые аборигены открывают крыши по вечерам.
Прошлым летом при относительно комфортных питерских +25 мне достаточно было провести лишь полтора часа за рулем, чтобы получить переизбыток загара в области рук, лица и шеи. Неслучайно кабриолеты популярны, например, в Великобритании и даже в Скандинавии – достаточно вспомнить любимые финнами и шведами открытые Volvo и Saab.
А чем мы хуже? Но в любом случае, кепка – лучший друг владельца кабриолета.
«Нет ничего хуже, чем стоять в пробке на кабриолете, покрываясь пылью и дыша выхлопом чадящего КамАЗа» – это практически цитата, регулярно появляющаяся почти по всех статьях, касающихся открытых машин.
Но простите, стоять в пробке на седане или кроссовере ничуть не веселее, и окна нормальные люди в подобных ситуациях предпочитают не открывать. Почему это нужно делать на кабриолете – вопрос интересный. Ну и вообще, если автомобильная жизнь состоит сплошь из пробок и заторов, может, стоит задуматься о метро или велосипеде?
2.
В кабриолете холодно зимой
А вот и нет! Даже если речь не о трансформерах с жесткой складной крышей, а об их родственниках с классическим мягким верхом.
Многослойный материал крыши (большинство моделей имеют трех-, а некоторые даже пятислойный тент) современных открытых машин отлично держит тепло и не продувается ветром, к тому же имеет прорезиненный слой, который предотвращает попадание в салон осадков.
Как следствие – зимой в таком авто абсолютно комфортно. Любой современный кабриолет – абсолютно всепогодное транспортное средство. Вот живой пример круглогодичного использования Saab 9-3 Aero Convertible.
Кстати, езда без крыши возможна и в зимний период – с ветрозащитным экраном, поднятыми стеклами и включенной печкой легкий минус не помеха. В салоне тепло и уютно. Еще больший комфорт подарят системы вроде мерседесовского «воздушного шарфа».
Но есть пара рекомендаций для любителей таких прогулок. Открывать и особенно закрывать крышу стоит в тепле, дав машине согреться.
Попадание влаги в нутро механизма в сочетании с отрицательной температурой может сыграть злую шутку, оставив вас с наполовину открытым тентом в ожидании счета из сервиса на немалую сумму.
Также на холоде нужно быть аккуратнее с пластиковым задним окном, которое встречается на возрастных кабриолетах (например, ранние версии Mazda MX-5, BMW Z3). Если при опускании крыши оно складывается пополам, то в минусовые температуры оно может банально лопнуть.
На фото: BMW Z3
Обязательно! А вдобавок проколют колеса и ключом нацарапают неприличное слово на капоте. Не будете в следующий раз парковать машину поперек двора и громко включать музыку после 11 вечера. А если серьезно, то массовых случаев вандализма на почве классовой ненависти, направленной на владельцев кабриолетов, в последнее время выявлено не было.
Ремонт обходится дорого, это верно. Если речь о полной замене ткани крыши, то даже при использовании неоригинальных материалов сумма ремонта вряд ли будет ниже 100 000 рублей. Другое дело, что для нанесения серьезного урона современному многослойному мягкому верху нужно приложить действительно серьезное усилие.
Порезать 5-слойный тент изящным движением канцелярского ножа не выйдет.
Тут логичнее всего опираться на результаты краш-тестов.
Например, испытания, проведенные в 2007 году Североамериканским Страховым институтом безопасности дорожного движения (IIHS), включали в себя краш-тест ряда открытых моделей, как то: Audi A4, Saab 9-3, Volvo C70, Volkswagen Eos, BMW 3 и Ford Mustang.
Кабриолеты проверялись по стандарту, применяемому для всех автомобилей: на лобовой удар, боковой удар, имитирующий наезд внедорожника, и удар сзади, чтобы проверить, не сломает ли подголовник сиденья водителю шею.
Суммируя результат испытаний можно сказать, что кабриолеты за последние годы почти сравнялись по прочности с обычными автомобилями. При том, что риск получения серьезных травм в случае непристёгнутых ремней безопасности в открытом кузове действительно выше, чем, скажем, в седане.
Справедливости ради стоит отметить, что при опрокидывании, несмотря на использование хитроумных выстреливающих дуг безопасности, кабриолетам далеко до закрытых родственников. Это подтвердил тест Opel Cascada, Peugeot 308 CC, Renault Megane CC и Volkswagen Golf Cabrio, организованный в 2014 году немецким клубом ADAC – крупнейшей общественной организации автомобилистов в Европе.
Результаты неутешительные, но тестов на опрокидывание для закрытых моделей регулярно не проводится (например, всем известный Euro NCAP не включает такой тест), следовательно, сравнить результаты возможности нет. Зато кабриолет априори меньше подвержен опрокидыванию хотя бы в силу большего по сравнению с исходной моделью веса.
Как правило, по основным техническим параметрам кабриолеты идентичны закрытым собратьям, а в конструкции широко используются детали от родственных моделей.
Поэтому цена рядового ТО ничем не отличается от таковой у родственников с закрытым кузовом.
Об этом обязательно нужно помнить при обращении в сервис, дабы вовремя пресечь любые попытки сделать наценку на эксклюзивность обслуживаемого автомобиля.
Но нужно быть готовым к тому, что часть деталей не взаимозаменяема даже с купе, что влияет на цену, сужает выбор, а поиск запчастей займет время. К таким деталям относятся, например, кузовные элементы задней части автомобиля. Особенно часто – крышка багажника и оптика.
Один из самых дорогих узлов кабриолета – механизм крыши. В случае его поломки финансовые затраты могут быть серьезными. Тем не менее, несмотря на сложность конструкции, регулярными отказами такие системы не страдают.
Крупные производители обычно доверяют разработку и сборку кабриолетов сторонним подрядчикам, имеющим немалый опыт в постройке открытых моделей.
Знаете, что общего между Audi A4/S4 Cabriolet, Renault Mégane CC, Mercedes CLK convertible, Nissan Micra C+C и Volkswagen New Beetle Cabriolet? Разработку механизмов крыши и конечную сборку указанных моделей вела компания Karmann, которая является одной из ведущих в области кабриолетостроения.
На фото: Lexus SC430
Почему-то считается, что вместе с кабриолетом его владельцу нужно покупать абонемент на ежедневную химчистку салона.
Сие имеет место быть только при наличии светлой обивки, и абонемент понадобится все же еженедельный.
Но бежевая кожа и тому подобные маркие варианты внутренней отделки – красиво и не особенно практично при любом типе кузова. Если интерьер решен в темных тонах, то все не так страшно.
На фото: интерьер На фото: Lexus SC430 в светлом цвете
Салон моего Lexus SC430 отделан черной кожей, поэтому при частой езде с открытой крышей я пару раз в неделю протираю салон начала специальными влажными салфетками, а затем микрофиброй.
Аналогичную процедуру, только раз в неделю, я всегда проводил и с другими своими машинами.
Единственное, что добавила кабриолетная специфика – так это обработку кожи специальным кондиционером, защищающим ее от воздействия ультрафиолета.
Тент крыши не требует частого ухода. Дорожная грязь легко счищается обычной щеткой, аналогичной той, которой чистят обувь. Пух и пыль удаляются липким валиком для одежды.
Пару раз в год рекомендуется обрабатывать тент специальным чистящим средством с последующим нанесением влагоотталкивающей пропитки.
Главное помнить, что средство не должно попадать на ЛКП, поэтому стоит обезопасить кузов, прикрыв его обычной полиэтиленовой пленкой, продающейся в строительном магазине. Цены автомобильной косметики для кабриолета не превышают стоимость среднестатистических полиролей для кузова.
При круглогодичной эксплуатации при подготовке к холодам придется, приоткрыв крышу наполовину, очистить видимые части механизмов и уделить внимание многочисленным резиновым уплотнителям, обработав их силиконом.
В общем, все несложно и недорого
Помимо очевидных плюсов, вроде бесплатного загара, популярности у окружающих и высоких шансов провести жаркую ночь с понравившейся незнакомкой, владение кабриолетом имеет ряд дополнительных, чисто практических бонусов.
Если вы не счастливый владелец коллекционной модели, которую нужно хранить как зеницу ока, а обладатель одной из массовых машин, то шанс лишиться авто по чужой воле невелик.
Владелец, скажем, Mercedes E-Class Cabrio, в отличие от соседа на соплатформенном седане, может спать спокойно по ночам.
Уж если купе интересует угонщиков почти в 15 раз меньше (5 двухдверок против 73 седанов согласно официальной статистике угонов от ГИБДД за первое полугодие 2016 года), то кому нужен экзотический кабриолет?
Если речь о массовом сегменте, где в печальную статистику по-прежнему входит Ford Focus, который угоняют на разбор, то купе-кабриолет на его базе также можно если не бросать открытым, то не особенно париться о рисках. Более длинные двери, новые задние крылья, крышка багажника – даже без учета крыши разница между автомобилями слишком велика, чтобы такой автомобиль заинтересовал злодеев.
Речь, естественно, о покупке подержанной машины. Кабриолетов на нашем рынке представлено не очень много, но знающему человеку всегда есть из чего выбрать. Интересной такая покупка может быть по целому ряду причин.
Иногда это единственный шанс заполучить двухдверный вариант кузова у любимой марки. Например, в модельном ряду Audi, после снятия с производства купе на базе 80-й серии и до появления А5, кабриолет на базе А4 был единственной возможностью получить стильную четырехместную двухдверку из Ингольштадта.
Если взять за точку отсчета купе, то у соплатформенного кабриолета, как правило, будет меньше пробег, лучше состояние и богаче комплектация.
Новыми такие модели стоили на 30-40% дороже других версий, зачастую поставлялись на заказ и нередко были вторыми-третьими автомобилями в обеспеченной семье. Цена б/у кабриолета, при прочих равных, все же выше, чем у купе.
Но продаются открытые модели, особенно если речь о версиях с мягкой крышей, небыстро, поэтому всегда есть шанс на хороший торг.
По тем же самым причинам особенно интересной выглядит покупка кабриолета для любителей янг- и даже олдтаймеров. Если вы сходите с ума по легендам 90-х, вроде Audi TT и BMW E46, то приобретение открытой версии – отличный и, возможно, единственный шанс получить авто мечты в достойном состоянии.
Ухоженный кабриолет начала двухтысячных с оригиналом ПТС и пробегом в районе 100 000 км, а то и меньше, – вовсе не фантастика. Найти купе в таком состоянии практически нереально.
Те, кого мало волнуют кабриолетные радости, могут установить съемный хард-топ и навсегда забыть об открытом прошлом машины.
Да, придется раскошелиться, владельцы неохотно продают такого рода технику, поэтому возможно, что придется прибегнуть к шантажу и угрозам (шутка!), но результат того стоит.
А еще с годами такие экземпляры становятся только ценнее. Только представьте, как вы будете смотреться в олдскульном кабриолете посреди автопилотируемых безликих повозок!
В нашей седано-кроссоверной русской действительности любой кабриолет, независимо от его классовой принадлежности, – желанный гость на различного рода фотосессиях.
Ликвидной Toyota Camry, в отличие от месяцами продающейся Alfa Romeo Spider, никогда не познать аппетитных прелестей красоток в бикини, принимающих соблазнительные позы на ее капоте.
На большой гонорар вряд ли стоит рассчитывать, но приятное общение и полезные знакомства гарантированы.
Со 100-процентной вероятностью монетизировать владение кабриолетом поможет сдача его внаем, например, в качестве свадебного экипажа. Особенно котируются четырехместные модели. Не доверяете никому управлять своим авто? Можете сами побыть извозчиком у молодоженов.
Сколько заработаете? Скажем, цены на аренду Chrysler Sebring Convertible составляют около 1 200 рублей в час, «шестерка» BMW – в два раза дороже. Наем того же Sebring без водителя поднимает цену в пять раз. Минимальный заказ – три часа и час на подачу авто.
Заманчиво?
Как видите, не так страшен кабриолет, как его малюют. Есть свои особенности, но содержание любого автомобиля в хорошем состоянии – дело затратное и хлопотное.
Зато взамен вы получаете по-своему уникальное транспортное средство. Так что… Готовьте сани летом, а кабриолет зимой, благо сезон открытых крыш не за горами, и возможно вы будете управлять одной из них.
Если не отложите покупку машины мечты еще лет на 10.
Опрос
Ну что, готовы рискнуть с кабрио?
5 мифов о кабриолетах, или Почему их стоит купить в России
По данным аналитического агентства Автостат, за первые семь месяцев 2019 года официальные дилеры продали в России всего 214 новых кабриолетов. По сравнению с аналогичным периодом 2018 года, когда из автосалонов выехало 240 открытых автомобилей, продажи упали на 11%. Спрос на такие автомобили катастрофически мал: они занимают всего 0,16% от общего объема рынка.
На вторичной стороне кабриолеты требуют больше. С начала года, по данным avtocod.ru, россияне купили более 12,7 тысячи машин без крыш.
Спросом пользовались Porsche Boxster и Carrera GT, Infiniti G, Lexus SC, BMW Z4, Chrysler Sebring, Mercedes-Benz SLK и другие модели.
Их берут те, кто хочет выделиться в потоке и не боится стереотипов, преобладающих в автомобильной среде. Сегодня мы собираемся развеять пять самых популярных заблуждений о кабриолетах.
Миф №1. Кабриолет можно использовать только летом
Многие убеждены, что кабриолеты нельзя ездить в холодное время года, потому что у них слишком тонкая крыша. По сути, материал для мягкого верха «открытых» автомобилей представляет собой многослойный тент на резиновой основе. С его помощью кабрики быстрее нагреваются, хорошо сохраняют тепло, не уносятся ветром и защищены от атмосферных осадков. Зимой в салоне комфортно: во многих старых седанах и седанах при минусовых температурах становится намного холоднее.
По словам владельцев кабриолета, ездить без крыши можно даже в межсезонье, когда градусники колеблются около нуля. Достаточно поднять все окна и отрегулировать печку, также рекомендуется открывать и закрывать крышу при прогреве машины. В противном случае существует риск проникновения влаги и, следовательно, затвердевания механизмов, что потребует дорогостоящего ремонта.
7 стереотипов о покупке подержанной машины
Миф №2. Кабриолеты дорого обслуживать
Миф о дорогом контенте в основном связан с тем, что кабриолеты в нашу страну поставляют только премиальные бренды, у которых в принципе дорогое обслуживание. Здесь важно помнить, что сегодня все автомобили собираются на общих модульных платформах, и многие детали используются на нескольких моделях одновременно.
Единственный механизм, ремонт которого может стоить немалых копеек, — это привод крыши. Стоимость замены неисправного «потолка» на новый начинается от 30 тысяч рублей. Цены на мелкий ремонт отдельных запчастей начинаются от 5000 руб.
Однако если соблюдать простые правила эксплуатации: открывать и закрывать верх на хорошо прогретой машине, периодически смазывать механизмы, без надобности не «тянуть» агрегат, то агрегат прослужит долго. Кроме того, крыши кабриолетов создает сам производитель редких автомобилей. Как правило, привлекаются сторонние компании, которые имеют большой опыт в этом вопросе.
Что касается текущего ремонта, то здесь тоже нет переплат. Текущее обслуживание кабриолетов стоит столько же, сколько седанов, купе или универсалов. Возьмем, к примеру, Mercedes-Benz C-Class. Вне зависимости от типа кузова цена ТО на пятилетний автомобиль у официального дилера в столице составляет 35 500 рублей.
Однако владельцы кабриолетов всегда должны быть начеку. Ведь недобросовестные «серые» дилеры иногда пытаются «поднять» цену на услугу, ссылаясь на то, что открытые автомобили требуют особого подхода.
Как выбрать и купить подержанный родстер
Миф №3. Нужно тратить много денег на уход за кабриолетом
Владельцы кабриолетов с легким салоном в химчистке так же часто, как и владельцы автомобилей с другим стилем кузова с белой или бежевой отделкой. Единственное, на что им придется потратиться, — это обработать кожу (если внутри не ткань) специальным средством, защищающим покрытие от ультрафиолета. Но даже эту процедуру нельзя назвать губительной. Хороший кондиционер, которого хватает почти на весь сезон, можно купить за 1000 рублей.
Скопившуюся на мягкой кровле грязь убирают обычной щеткой, ворсинки и разного рода пыль — влажной тряпкой или липким валиком для одежды. Однако вы можете доверить этот процесс специалистам. В сфере розничной торговли при чистке навеса применяются водоотталкивающие средства. За услугу мастера просят от 7000 руб.
Нельзя запретить жить в роскоши — самые дорогие автомобили во вторичке
Миф №4. Кабриолеты небезопасны
По результатам краш-тестов IIHS и EuroNCAP кабриолеты проходят испытания почти с таким же успехом, как и их закрытые собратья.
Худшее, что может случиться, — это опрокидывание. Это подтвердила серия краш-тестов, проведенных в 2014 году. Но чтобы перевернуть машину на крыше, придется очень постараться. Благодаря большему весу автомобиля с открытым верхом он более устойчив, чем его седаны и хэтчбеки.
Машины без крыши на дорогах России. Если вам нужно?
Миф №5. Кабриолеты созданы не для России
Кабриолеты, судя по отзывам владельцев, спокойно переносят извечные проблемы российских дорог. У того же Mercedes-Benz C-Class с открытым верхом клиренс составляет 130 мм. Это точно так же, как седан и универсал той же модели.
И даже кабриолеты угонщикам не интересны, и это несмотря на внешнюю привлекательность «открытых» машин. По статистике ГИБДД, их угоняют в 15 раз реже, чем автомобили с другими видами кузова.
10 самых элегантных автомобилей этого года
Что учесть при покупке
Так что с точки зрения практичности кабриолеты ничем не уступают автомобилям с другими типами кузова. Автолюбители считают их автомобилем выходного дня, поэтому большинство подержанных машин имеют небольшой пробег и хорошее техническое состояние. У других могут быть технические и юридические проблемы.
За 2,4 миллиона мы нашли элегантный Boxster от Porsche. 2013 г., пробег — 37 тыс. Км:
За 5,5 лет этот красавец сменил шесть владельцев и приобрел ограничения на регистрацию, в результате чего возникнут трудности с регистрацией:
В 2014 году на машине производился расчет ремонтных работ. Общая сумма составила 85,5 тыс. Руб. Возможно, Boxster попал в аварию, оформленную по европейскому протоколу, без регистрации в ГИБДД.
5 машин с самыми красивыми и комфортными интерьерами
Красный пятиместный «Пежо 307» с подсветкой салона и днища, парой магнитол и эквалайзером поставляется всего за 600 тысяч рублей. «Вы не найдете другой такой машины. Автомобиль уникален для избранных, полу-спортивный режим доставляет неслыханное удовольствие », — пишет владелец.
В отчете avtocod.ru выявлено сразу несколько проблем:
У машины искаженный пробег (более 60 тыс. Км), есть ДТП, ограничения и четыре неоплаченных штрафа.
- Выяснять, есть ли какие-либо проблемы после покупки, не совсем приятно, поэтому проверьте историю автомобиля перед тем, как его получить.
- Кристина Извекова
- *** Мнение редакции может не отражать точку зрения автора
Вы бы купили себе кабриолет? А может у вас уже есть опыт эксплуатации авто с таким типом кузова? Дайте нам знать об этом в х.
Берегите коней! или Пять стереотипов о цыганах
8 апреля 1971 года в Лондоне прошел первый в истории Всемирный цыганский конгресс, объединивший одну из самых многочисленных этногрупп без собственного государства. С тех пор каждый год в эту дату отмечается Международный день цыган.
Об этом гордом народе ходят сотни самых разнообразных легенд: то они удачу приносят, то коней крадут, а иной раз и вообще умеют сглазы накладывать и привораживать людей. Зачастую только такими мифами знания о цыганах и ограничиваются. Корреспондент «МИР 24» разобрался в истории и правдивости стереотипов.
Стереотип первый. Все цыгане из Румынии
В народной культуре устойчиво закрепилось мнение о том, что Румыния – страна цыган. Между тем сами румыны лишь смертельно обидятся, если их так назвать.
Действительно, цыган в стране по официальным оценкам всего около 2,5% (по неофициальным – до 11%).Это и кочевники, проживающие в лесах, и городские попрошайки, и вполне уважаемые артисты.
Отношение к ним зачастую негативное, более того Румыния до XIX века считалась одной из столиц работорговли, а основным товаром выступали именно цыгане.
Откуда же пошел такой обидный для большинства румын стереотип? Скорее всего, им просто не повезло с названием страны. На большинстве языков она звучит как Romania, что очень схоже с самоназванием цыган – рома. Конечно, никакой связи на самом деле здесь нет, «Романия» происходит от латинского слова Romanus, что означает «римский».
Но если не Румыния, то какую страну стоит считать родиной этого в недавнем прошлом кочевого народа? Лингвисты, анализируя язык цыган, пришли практически к однозначному выводу: они пришли из Индии.
В строгой кастовой системе для дром – предков нынешних цыган – скорее всего попросту не нашлось места: они, в основном, занимались музыкой, театром и прочим подобным творчеством, которое было востребовано лишь в религиозных обрядах.
А вот в светской жизни подобное не приветствовалось, что спровоцировало исход дром.
Сначала протоцыгане движутся на север Индии, оттуда – в Иран, где задерживаются на несколько веков, но из-за своенравного характера также не находят места в обществе, а затем часть из них перемещается в Византию. Именно эта группа в будущем сформирует западных цыган – ром.
После падения Византии в XV веке нашей эры ромы рассредоточиваются по всему континенту, включая Англию и Россию. В Румынии они скопятся в большом количестве гораздо позже. Не путайте румын и цыган.
Алексей Липницкий/ТАСС
Стереотип второй. Цыгане – это одно племя
Цыгане, действительно, очень похожи друг на друга, да и язык их звучит схоже. Однако понятие «цыган» столь же расплывчатое, как «кавказец» или «европеец». У этого народа много различных ветвей, отличающихся традициями, культурой и вообще менталитетом.
Крупнейшей ветвью считаются рома. Они живут практически во всей западной Европе и в Северной Америке. Они – положительные герои в мире цыган.
Творческие люди, которые практически не занимаются криминалом (об этом подробнее ниже), в целом аккуратные и чистоплотные, понимающие, что такое честь. К рома относится, например, худрук театра «Ромэн» Николай Сличенко.
Да и в целом, говоря о цыганах в лучших их проявлениях, подразумевают чаще всего рома.
Самая многочисленная группа рома, проживающая среди славян – это сэрвы. Они поселились на территории Украины и с тех пор живут бок о бок со славянами. Это одни из самых зажиточных и умелых цыган. Также в СНГ распространены котляры.
Это консерваторы, живущие по старинным обрядам и традициям цыган. Кале, то есть «смуглые», проживают в испано- и португалоязычных странах. Из-за гонений они долгое время жили в пещерах, а некоторые и по сей день там обитают.
Известны тем, что придумали и популяризировали танец фламенко.
Гораздо меньше повезло тем, кто имеет дело с цыганами на востоке. Вместо рома там обитают дом – те, кто не ушел в Византию вместе с «европейцами». Живут они в Египте, Турции, Греции, Сирии и многих других странах Ближнего и Среднего Востока.
В целом живут бедно, занимаются попрошайничеством и криминалом. Они строго делят соседей на «своих» и «чужих» и в целом сильно маргинализированы.
Практически всегда насильно забирают детей из школы, чтобы искусственно поддерживать низкий уровень образования в таборе.
Особой группой среди дом значатся люли. Все отрицательные истории о немытых цыганах-преступниках, живущих грабежом и насилием, идут именно от люли. Они же – главные наркобароны Средней Азии.
Отдельно стоит отметить боша или лом. Это пришедшие с Иранского плоскогорья в Армению и Грузию цыгане. Они практически полностью ассимилировались с армянами, говорят на их языке и используют их обряды. Многие исследователи считают, что эта группа вскоре полностью исчезнет.
Цыган цыгану рознь, и лучше их не путать, особенно когда речь идет о рома и люли.
Кроме того, цыганами могут быть и те, кто по всем внешним признакам к ним не относится. Этакими «почетными цыганами» могут стать люди, которые смогли доказать свою приверженность к этому народу. Например, тех, кто помогал рома во время геноцида 1935-1945 годов, признают настоящими членами сообщества.
Стереотип третий. Цыгане крадут лошадей
Что ж, не все стереотипы оказываются ложными. Действительно, и у люли, и даже у рома в культуре присутствует фактически обрядовая кража лошадей. Это национальный цыганский спорт: они уводят лошадей друг у друга, у бедных, у богатых. При этом в пропаже лошади всегда винят пострадавшего: мол, если бы ты хорошо обращался с животным, то оно бы с другим человеком никогда не ушло.
Ian Forsyth/ZUMAPRESS.com/TASS
Впрочем, если говорить о рома, то они никогда не уведут у вас лошадь с помощью угроз и не станут скрывать совершенное преступление. Для них украсть средство передвижения – это большая наука, мастерство и даже шоу. Один из возможных путей становления цыганом без цыганской крови – украсть из табора лошадь.
Традиция не умерла вместе с развитием средств передвижения. Лошадей сейчас меньше и крадут их, соответственно реже, зато среди цыган процветает угон авто. Все те же поверья сохраняются: в машине живет дух, и если бы хозяин почитал его должным образом, то автомобиль никогда бы не уехал с цыганом. Не забывайте хорошо обращаться со своим авто.
Стереотип четвертый. Цыгане – необразованные маргиналы и воры
Возможно, такое утверждение справедливо для люли: они зачастую ведут антисоциальный образ жизни, попрошайничают и не желают жить в согласии с гаджо – теми, кто не имеет романипэ, то есть цыганской крови.
Кроме того, долгое время после пришествия в Европу рома подвергались всяческим гонениям и лишениям, несмотря на то, что они массово принимали христианство. Невозможность устроиться на нормальную работу или даже заниматься ремеслом привела к тому, что цыгане стали образовывать криминальные кланы.
Но все же эти времена давно позади. Сейчас рома в Европе редко занимаются криминалом, все чаще – творчеством и мелким бизнесом. Красть, даже у гаджо, не в почете. Но можно обмануть. Искусство обмана значит для рома не меньше, чем искусство угона лошадей. Если жертва сама отдает тебе свои деньги и украшения – это не только не стыдно, а даже почетно. Отсюда и знаменитый цыганский гипноз.
Шарифулин Валерий/ТАСС
Стоит помнить, что и относятся к вещам цыгане гораздо легче. Своим личным они считают лишь украшения, оружие да лошадей. Все остальное принадлежит табору, и этими вещами активно меняются.
Для них нормально попросить у незнакомого человека понравившуюся кофту, но и он взамен может попросить, например, цыганский шарф. Меняются внутри табора почти всем, вплоть до кибиток.
Из-за этого часто возникает культурное недопонимание между молодежью, впервые попавшей за пределы своей общины, и оседлыми людьми.
Стереотип пятый. Цыгане крадут детей и занимаются колдовством
Миф о краже детей цыганами идет из Средних веков. Тогда рома ходили по европейским городам и выкупали у семей детей, которых те не могли прокормить. Таким образом цыгане и проявляли милосердие, спасая малышей от голодной смерти, и свой табор расширяли – лишние руки нужны всегда.
С детьми ничего плохого, конечно, не делали. С ними обращались как со всеми другими малышами табора, учили их ремеслу и искусству обращения с лошадьми. В 12 лет им, как всем другим цыганам, выдавали нож и признавали полноправными членами общины.
Конечно, ничего этого настоящие родители уже не видели. Они считали, что рома скупают детей, чтобы проводить над ними колдовские обряды и использовать их кровь для всевозможных зелий.
Стоит отметить, что и случаи краж бывали: цыгане без спроса забирали малышей из семей, если видели, что дети несчастны.
Слухи быстро распространялись по городам, и вот уже колдунов-босяков боялись все родители.
Само «колдовство» по большей части также связано с гонениями цыган. Тем приходилось жить в лесу, перемещаться исключительно по ночам и в целом вести антисоциальный образ жизни, что и породило множество слухов о таинственных обрядах и сглазах рома.
Верят они в это и сами. Так, по их мнению, провалы Германии во Второй мировой связаны именно с магическими силами цыган. Мол, свое дело сделали многочисленные сглазы, направленные на вермахт и лично Гитлера. Такие легенды помогают народу выживать, ведь мало кто после такого захочет повторить геноцид. Верить в это или нет – дело каждого.
К сожалению, большинство стереотипов о цыганах негативные и зародились на почве обыкновенного страха перед чужаками. На самом же деле пришедший когда-то из Индии народ, пускай и мало интегрирован в современную культуру, но необычайно самобытен и обладает гигантским творческим потенциалом.
Цыгане, а в особенности рома, – это прежде всего танцы, музыка и задорный боевой характер, а не преступления и маргинальный образ жизни. Отметьте Международный день цыган походом в местный цыганский музей культуры или театр, прочитайте о традициях и быте этой этногруппы; расскажите об этой статье тем, кто еще остается заложником стереотипов о большом и гордом народе.
ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ
5 стереотипов, о которых давно пора забыть
Каждый из нас хоть раз в жизни попадал под влияние стереотипов. Но, согласитесь, очень часто они совершенно не соответствуют реальному положению вещей.
Предлагаем рассмотреть пять известных стереотипов, которые не смогли выдержать проверку временем и статистикой.
Все французы ходят в беретах, а англичане обожают вещи в клетку
Из всего множества стереотипов, связанных с разными народами, мало-мальски исторический аспект под собой имеют те, что связаны с модой.
Так, например, берет был традиционным головным убором французских крестьян, а в 20 веке эту моду переняли и горожане. После чего он стал символом французского шика, но эти времена давно в прошлом. Сейчас французы скорее всего предпочтут берету бейсболку или кепи, сохранив стереотипный аксессуар для ретро фотосессии.
По поводу клетки. Всё началось с Шотландии, где клетка исходно имела геральдические свойства. Она представляла собой что-то наподобие отличительного знака. Каждый клан по-своему исполнял этот геометрический узор, используя определенные цвета и размеры.
Затем клетка распространилась на весь остров. Древний шотландский узор тартан полюбился монархам и модным домам, став одним из символов Великобритании. Но традиции имеют свойство меняться. И в наши дни, англичане носят клетку не чаще, чем в других странах.
Всё с пометкой «Made in China» — это некачественная подделка
Миф о плохих товарах с бирками «Made in China» сложился в конце перестройки, когда Китай поставлял на российские и восточно-европейские рынки дешевый старый хлам: одежду, обувь и прочие потребительские товары. Но сейчас сложно оспаривать качество китайской продукции, когда в кармане у каждого из нас лежит смартфон китайского производства. Huawei, Xiaomi, Lenovo, Haier, DJI — всё это крупнейшие компании Китая, которые уже давно покорили мировые рынки соотношением качества и цены.
В Китае расположены заводы и фабрики подавляющего большинства мировых брендов. Кроме того, Китай — монополист в производстве почти всего, что связано со сталью и рядом других металлов. Так что страна со второй экономикой в мире, первое всё ещё принадлежит США, едва ли продолжает делать некачественные подделки.
Петербург – самый дождливый город России
Город на Неве, конечно, не может похвастаться круглогодичным ясным небом и высокими температурами, но приписывать ему славу самого дождливого города не стоит. Несмотря на частое хмурое небо, дожди в Петербурге идут куда реже, чем, например, в Северо-Курильске, Сочи и Петропавловске-Камчатском. В среднем в год в Северной столице выпадает 660 мм осадков, что, к слову, на 100 мм ниже среднего показателя Москвы.
Кофе бодрит лучше чая
Любой специалист подтвердит, что кружка зелёного чая за завтраком взбодрит вас больше, чем целый кофейник. Всё дело в том, что чай содержит уникальный тип аминокислоты под названием L-теанин. Теанин увеличивает генерацию волн мозга и позволяет сосредоточиться в течение длительного периода времени. А кофеин, который содержится в кофе, напротив повышает бодрость быстро и резко, после чего также быстро возвращает вас в состояние усталости.
Любите хороший чай? Купите улун в Москве здесь: https://domhu.ru/catalog/chay/ulun/
Аминокислота L-теанин содержится в зрелых чайных листьях. Зеленый и черный чай производят из одного растения. Только черный чай изготавливается путем ферментации, а зеленый чай не ферментируется.
Поэтому теанина в нём остается больше. Кстати, его количество также зависит от географического положения чайных плантаций, способов производства и времени сбора урожая. Наличие этой аминокислоты можно определить по вкусу.
Она придает чаю терпко-сладковатые нотки.
В день нужно выпивать не меньше восьми стаканов воды
Теория о восьми стаканах воды, пожалуй, может претендовать на один из самых глубоко засевших в умах стереотипов. Её возникновение произошло в 1945 году, когда Национальный совет по продовольствию и питанию США озвучил ежедневную норму потребления жидкости. Норма действительно составляла примерно 8 стаканов воды, но к ней суммировалась и та жидкость, которая входила в состав еды. Однако этот факт со временем абсолютно перестал учитываться общественностью.
5 мифов о кабриолетах, или Почему их стоит покупать в России
Миф №1. Кабриолет можно использовать только летом
Миф №2. Кабриолеты дорого обслуживать
Миф №3. Нужно тратить много денег на уход за кабриолетом
Миф №4. Кабриолеты небезопасны
Миф №5. Кабриолеты созданы не для России
По данным аналитического агентства «Автостат», за первые семь месяцев 2019 года официальные дилеры реализовали всего 214 новых кабриолетов в России. По сравнению с тем же периодом 2018-го, когда из шоу-румов выехали 240 машин с открытым верхом, продажи упали на 11%. Спрос на такие авто катастрофически мал — они занимают всего 0,16% от общего объема рынка.
На вторичке кабриолетов берут больше. С начала года, по данным avtocod.ru, россияне приобрели более 12,7 тыс. авто без крыши.
Спросом пользовались Porsche Boxster и Carrera GT, Infiniti G, Lexus SC, BMW Z4, Chrysler Sebring, Mercedes-Benz SLK и другие модели.
Их берут те, кто желает выделиться в потоке и не боится стереотипов, сложившихся в автомобильной среде. Сегодня мы развеем пять самых популярных заблуждений о кабриолетах.
Миф №1. Кабриолет можно использовать только летом
Многие убеждены, что на кабриолетах нельзя ездить в холодное время года, потому что у них слишком тонкая крыша.
На самом деле, материалом для мягкого верха на «открытых» авто служит многослойный тент с прорезиненной основой. С ним кабрики быстрее прогреваются, хорошо держат тепло, не продуваются ветром, защищены от осадков.
Зимой в салоне комфортно — во многих старых седанах и хетчбэках при отрицательных температурах куда холоднее.
По словам владельцев кабриолетов, без крыши можно ездить даже в межсезонье, когда столбики термометров колеблются около нулевой отметки. Достаточно поднять все стекла и настроить печку, также рекомендуется открывать и закрывать крышу, когда автомобиль прогрет. В противном случае есть риск попадания, а потом и застывания в механизмах влаги, что повлечет за собой дорогостоящий ремонт.
Миф №2. Кабриолеты дорого обслуживать
Миф о недешевом содержании связан по большей части с тем, что кабриолеты в нашу страну поставляют лишь премиальные марки, у которых в принципе обслуживание дорогое. Здесь важно помнить, что сегодня все автомобили собираются на единых модульных платформах, и многие запчасти используются сразу на нескольких моделях.
Единственный механизм, ремонт которого может влететь в копеечку, – это привод крыши. Стоимость замены неисправного «потолка» на новый начинается от 30 тыс. рублей. Расценки на мелкий ремонт выборочных деталей стартуют от 5 000 целковых.
Однако если соблюдать несложные правила эксплуатации — открывать и закрывать верх на хорошо прогретом авто, периодически смазывать механизмы, не «дергать» привод без надобности, то узел прослужит долго. Тем более что редкий автостроитель создает крыши для кабриолетов сам. Как правило, привлекаются сторонние компании, у которых есть огромный опыт в этом деле.
Что же до регулярных ТО, то и здесь никаких переплат нет. Регламентное обслуживание кабриолетов стоит столько же, сколько у родственных седанов, купе или универсалов. Возьмем, к примеру, Mercedes-Benz С-класса. Независимо от типа кузова, цена ТО для пятилетнего автомобиля у официального дилера в столице составляет 35 500 рублей.
Однако владельцам кабриолетов следует всегда быть начеку. Ведь недобросовестные «серые» дилеры порой пытаются «накрутить» цену обслуживания, ссылаясь на то, что авто с открытым верхом требуют особого подхода.
Миф №3. Нужно тратить много денег на уход за кабриолетом
Владельцы кабриолетов со светлым салоном проводят химчистку с той же периодичностью, что и собственники машин с другими типами кузова с белой или бежевой отделкой.
Единственное, на что им приходится тратить средства дополнительно, так это на обработку кожи (если салон не тканевый) специальным средством, защищающим покрытие от ультрафиолета. Но и эту процедуру нельзя назвать разорительной.
Хороший кондиционер, которого хватает почти на целый сезон, можно приобрести за 1 000 рублей.
Грязь, скапливающаяся на мягкой крыше, удаляется обычной щеткой, пух и всевозможная пыль — влажной тряпкой или липким роликом для одежды. Впрочем, можно доверить этот процесс и специалистам. Детейлинг-сервисы при очистке тента наносят влагоотталкивающие средства. За услугу мастера просят от 7 000 рублей.
Миф №4. Кабриолеты небезопасны
Согласно результатам краш-тестов IIHS и EuroNCAP, кабриолеты проходят испытания практически с тем же успехом, что и их «закрытые» собратья.
Самое страшное, что может произойти, — это опрокидывание. Это подтвердилось серией краш-тестов, проведенных в 2014 году. Но чтобы перевернуть авто на крышу, нужно очень постараться. В силу большего веса машины с открытым верхом устойчивее родственных седанов и хетчбэков.
Миф №5. Кабриолеты созданы не для России
Кабриолеты, судя по отзывам владельцев, спокойно переносят извечные проблемы российских дорог. У того же Mercedes-Benz C-класса с открытым верхом клиренс составляет 130 мм. Это ровно столько же, сколько у седана и универсала той же модели.
А еще кабриолеты не интересны угонщикам, и это несмотря на внешнюю привлекательность «открытых» машин. Их, по статистике ГИБДД, угоняют в 15 раз реже, чем авто с другими типами кузова.
Итак, с точки зрения практичности кабриолеты ни в чем не уступают машинам с другими типами кузова. Автолюбители берут их как авто выходного дня, поэтому большинство б/у экземпляров имеет небольшой пробег и хорошее техническое состояние. У остальных же могут встречаться технические и юридические проблемы.
За 2,4 млн мы нашли стильный Boxster от Porsche. 2013 год, пробег — 37 тыс. км:
За 5,5 лет этот красавчик сменил шестерых владельцев и обзавелся регистрационными ограничениями, из-за которых возникнут сложности с постановкой на учет:
В 2014 году по машине производился расчет ремонтных работ. Общая сумма составила 85,5 тыс. рублей. Возможно, Boxster попадал в ДТП, которое оформили по европротоколу, без регистрации в ГИБДД.
Красный пятиместный «Пежо 307» с подсветкой салона и днища, парой магнитол и эквалайзеров отдается всего за 600 тыс. рублей. «Другой такой машины вы не найдете. Машина уникальна для избранных, полуспортивный режим доставляет неслыханное удовольствие», — пишет владелец.
Отчет avtocod.ru показал сразу несколько проблем:
У машины скручен пробег (на более 60 тыс. км), имеется ДТП, ограничения и четыре неоплаченных штрафа.
Мало приятного — узнать о наличии проблем после покупки, поэтому проверяйте историю автомобиля перед тем, как его взять.
*** Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
А вы бы купили себе кабриолет? А, может, у вас уже есть опыт использования авто с таким типом кузова? Расскажите о нем в х.